Поздняков Михаил Иванович
Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации
Медаль № 422
Поздняков Михаил Иванович – начальник службы лётных испытаний бомбардировочной авиации 1-го научно-испытательного управления 8-го Государственного научно-испытательного центра имени В.П.Чкалова, полковник.
Родился 7 октября 1947 года в деревне Еловка ныне Викуловского района Тюменской области. Русский. В 1965 году окончил 11 классов Викуловской средней школы.
В армии с августа 1965 года. В 1969 году окончил Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков имени И.С. Полбина. В 1969-1974 годах - лётчик-инструктор 909-го ЦАП Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
В 1975 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (город Ахтубинск Астраханской области), в 1979 году – Московский авиационный институт (Ахтубинский филиал). С июля 1975 года - заместитель командира эскадрильи, с 1979 - командир эскадрильи. С 1985 года был ведущим лётчиком-испытателем бомбардировщика Ту-160. С 1987 года - заместитель начальника СЛИ БА. В 1988-1989 годах - старший инспектор ГК НИИ ВВС, в 1989-1992 годах - начальник ЦПЛИ, с 1992 года - командир эскадрильи, в 1994-1998 годах - начальник СЛИ БА. Провёл государственные испытания Ту-160 (1985-1987), ряд испытательных работ на Су-24, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-142 и А-50.
1 декабря 1980 года при испытании ракетоносца Ту-22М3, самолёт свалился в штопор, и М.И.Поздняков как командир экипажа принял решение на катапультирование с высоты 800 метров. Катапультироваться пришлось на землю, превратившуюся после дождя и сильного мороза в ледяной каток. Члены экипажа отделались лёгкими ушибами, но радист получил тяжёлую травму. В 1984 году благодаря высокому профессионализму, мужеству и хладнокровию М.И.Позднякова была предотвращена катастрофа самолёта А-50, которая могла бы произойти из-за отказа управления в непосредственной близости машины от земли.
Установил 31 мировой авиационный рекорд (вторым пилотом): в 1989 году – 9 рекордов скорости на самолёте Ту-95МС, в 1990 году – 22 рекорда высоты, скорости и грузоподъёмности на самолёте Ту-160. Выполнил 237 испытаний авиационной техники. Имеет общий налёт – более 6000 часов, в том числе испытательный налёт – свыше 2600 часов. Совершил 1369 испытательных полётов.
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 16 декабря 1997 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Позднякову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда».
С декабря 1998 года полковник М.И.Поздняков – в запасе.
В 1998-2001 годах ведущий инженер в ГЛИЦ имени В.П.Чкалова. С 2001 года живёт в городе Волгограде. Работал в отделе по чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с воинскими частями аппарата главы областной администрации (участвовал в ликвидации последствий весеннего паводка 2003 года), главным инженером ГКУ Волгоградской области "Комплекс".
Полковник (1983). Награждён орденом Красной Звезды (27.12.1982), медалями.
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989).
Имя Героя увековечено в Зале воинской и трудовой Славы в Волгограде.
Биография дополнена В.С.Смирновым (г. Северодвинск)
Биографию подготовил:
Симонов А.А. Заслуженные испытатели СССР. – Москва, 2009.
Тюменцы - Герои России : биобиблиогр. словарь. - Тюмень, ТюмГУ, 2012