Бучавый Валентин Романович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 7041
Бучавый Валентин Романович – заместитель командира эскадрильи 34-го бомбардировочного авиационного Ташкентского полка 301-й бомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, старший лейтенант.
Родился 20 июля 1919 года в селе Левая Россошь ныне Каширского района Воронежской области в семье крестьянина. Русский. Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества в городе Краматорск Донецкой области. Работал слесарем на механическом заводе.
В Красной Армии с 14 января 1939 года. В октябре 1940 года окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил младшим лётчиком в 209-м и 128-м скоростных бомбардировочных авиационных полках Западного особого военного округа.
С началом войны на фронте. Был младшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Воевал на Западном, Брянском, Воронежском, снова Брянском, Центральном, Белорусском, 1-м Белорусском фронтах. В январе – июне 1944 года был слушателем Липецкой высшей офицерской авиационной школы. В боях дважды ранен.
Участвовал:
- в боевых вылетах в районы городов Даугавпилс, Полоцк, в Смоленском сражении, в обороне городов Брянск, Мценск, в освобождении городов Елец, Ефремов – в 1941 году;
- в бомбардировках Ливенского сектора обороны противника, в вылетах в район станции Касторная, городов Семилуки, Воронеж – в 1942;
- в Воронежско-Касторненской операции, в битве на Курско-Орловской дуге, в Гомельской и Калинковичской операциях – в 1943;
- в Белорусской операции, в том числе в освобождении городов Лунинец, Брест, Седлец (Седльце, Польша), предместий Варшавы – в 1944;
- в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях, в том числе в освобождении городов Лодзь, Кюстрин (Кюстшин, Польша), Штаргард – в 1945.
Заместитель командира эскадрильи 34-го бомбардировочного авиационного полка старший лейтенант Бучавый к концу войны совершил 222 боевых вылета, их них на разведку – 87, бомбардировку железнодорожных узлов и эшелонов, скоплений живой силы и техники противника – 135. Нанёс противнику большой урон в живой силе и технике.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года за отвагу и геройство, проявленные в боях с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне, старшему лейтенанту Бучавому Валентину Романовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В 1945 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. До 1951 года служил в Бузулукском учебном центре ДОСАВ Чкаловской (Оренбургской) области. С 1951 по 1955 год служил командиром звена и заместителем командира эскадрильи в 79-м, 474-м и 349-м бомбардировочных авиаполках 29-й воздушной армии Дальневосточного военного округа в посёлке Леонидовка на острове Сахалин.
С 1955 года капитан В.Р.Бучавый – в запасе. Работал на аэродроме ДОСААФ в городе Липецк. Трагически погиб 14 февраля 1958 года. Похоронен в Липецке.
Награждён орденами Ленина (15.05.46), Красного Знамени (07.11.41), Отечественной войны 1-й степени (08.08.43), 2 орденами Красной Звезды (24.05.42; 05.11.54), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (15.11.50), «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», а также польской медалью.
В селе Каширское (Воронежская область) установлен бюст Героя.
Валентин Бучавый жил в городе Краматорске на Донбассе, после окончания семилетки и школы ФЗУ работал на механическом заводе. С детства мечтал стать лётчиком. В январе 1939 года его мечта осуществилась - он поступил в военную авиационную школу в городе Ворошиловград (ныне Луганск).
30 октября 1940 года Бучавый окончил школу и в звании младшего лейтенанта был зачислен на должность младшего лётчика в 209-й скоростной БАП 12-й авиадивизии, дислоцировавшийся в городе Смоленск. Опасность на западной границе нарастала с каждым днём. В феврале 1941 года Бучавого перевели в 128-й скоростной БАП той же дивизии, поближе к границе. Полк дислоцировался в посёлке Улла Витебской области. Здесь он встретил воскресный день 22 июня 1941 года…
С первого же дня Великой Отечественной войны полк, в котором служил Бучавый, в составе Западного фронта приступил к боевой работе. Лётчик на самолёте ДБ-3 летал бомбить колонны наступающего врага в район Даугавпилса, Вилейки, Полоцка. В июле 1941 года пришлось отступать на восток, менять аэродромы, нести в боевых вылетах горькие потери. Младший лётчик Бучавый участвовал в развернувшемся Смоленском сражении, неоднократно вылетая на бомбардировку гитлеровцев в район Орши, Починка, Рославля.
С августа 1941 года Бучавый сражался на Брянском фронте. Сначала совершал боевые вылеты западнее Брянска, а затем, когда гитлеровские войска перешли в наступление на Москву, бомбил их войска в районах Болхова, Мценска, Ефремова, Сталиногорска (Новомосковск). К ноябрю 1941 года Бучавый совершил уже порядка 30-40 боевых вылетов и нанёс врагу большой урон, за что был награждён орденом Красного Знамени.
В декабре 1941 года, в разгар контрнаступления под Москвой, Бучавый стал лейтенантом и был назначен командиром звена. В полосе своего фронта он участвовал в освобождении городов Ефремова и Ельца, нанося бомбовые удары по теперь уже отступающим фашистским войскам. Затем, до лета 1942 года совершал налёты на вражеские объекты в районах города Мценска, посёлков Новосиль, Верховье Орловской области. В мае 1942 года был награждён орденом Красной Звезды. В это же время освоил новый вид самолётов, пришедших в полк – «пешку», пикирующий бомбардировщик Пе-2, на котором провоевал до конца войны. Полк в связи с этим получил новый номер – стал 24-м бомбардировочным авиаполком пикирующих бомбардировщиков.
В июле 1942 года обстановка резко изменилась. Гитлеровские войска начали наступление на Воронеж и в излучину Дона. Лейтенант Бучавый совершил на Пе-2 целый ряд боевых вылетов в район станции Касторная и вражеской переправы через Дон в районе города Семилуки, когда в августе 1942 года весь полк был переведён на Воронежский фронт. В боевом вылете в район посёлка Рамонь 11 сентября 1942 года уже после бомбометания в самолёт Бучавого попал зенитный снаряд и пробил фюзеляж. «Пешка» загорелась, и лётчик потянул её к линии фронта. Уже над своей территорией, когда огонь охватил кабину самолёта, Бучавый приказал экипажу прыгать с парашютами, а сам ещё какое-то время уводил самолёт. Но и ему пришлось прыгать. На земле обгорелого, получившего сильнейшие ожоги лётчика нашли пехотинцы и направили в госпиталь.
После излечения лейтенант Бучавый только в январе 1943 года вернулся в свой полк, который в это время снова в составе Брянского фронта участвовал в Воронежско-Касторненской операции. Бучавый бомбил скопления вражеских войск в районе посёлка Дросково, города Малоархангельска, где линия фронта стабилизировалась, приняв вид дуги, прозванной Курской, а на этом участке фронта – Орловской. Много пришлось поработать в апреле-июне 1943 года, когда гитлеровское командование занималось большими перемещениями в глубине переднего края своей обороны. Здесь Бучавый больше летал как разведчик, не отказываясь иногда от соблазна «пикирнуть» на скучившегося врага.
В Курской битве, начавшейся 5 июля 1943 года, лейтенант Бучавый участвовал уже в составе Центрального фронта, в полосе которого гитлеровцы совершили свои главные удары на Курск. Особенно много работы выпало на долю пикировщиков в августе 1943 года, когда началось наступление наших войск.
Так, 7 августа 1943 года в составе 9 Пе-2 Бучавый вылетел ведущим звена на бомбардировку скопления артиллерии и автомашин противника в районе посёлка Ивановское. При подходе к цели группа была атакована 12-ю «Ме-109» и обстреляна сильным огнём зениток. Несмотря на это, группа пробилась к цели и совершила бомбометание. В результате звеном Бучавого было уничтожено 6 автомашин, 2 блиндажа и 3 оборонительных здания.
28 августа 1943 года в составе 6 Пе-2 ведущим лейтенант Бучавый участвовал в бомбардировке скопления войск противника в районе села Шведчиково. Группа была атакована 8-ю «ФВ-190». В воздушном бою звеном был сбит один самолёт врага, а затем произведено бомбометание, при котором было разрушено 2 блиндажа и взорван склад боеприпасов.
В конце августа 1943 года Бучавому было присвоено звание старшего лейтенанта, а несколько ранее за отличие в ходе Курской битвы он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
Осенью 1943 года старший лейтенант Бучавый участвовал в Гомельской, а затем в Калинковичской операциях. 6 октября 1943 года в составе 9 Пе-2 ведущим звена он вылетел на бомбардировку железнодорожной станции Гомель. На подходе к цели группа была обстреляна ураганным огнём зенитной артиллерии. Осколками снаряда на самолёте Бучавого был пробит бензобак правой плоскости и повреждены рули управления. Невзирая на это, Бучавый точно вывел группу на цель и бомбардировал её. В результате было разрушено 2 пакгауза, разбит 1 паровоз, 8 вагонов и разрушено железнодорожное полотно в 3-х местах на протяжении 200 метров. Командир звена привёл свой самолёт на базу.
11 ноября 1943 года в городе Калинковичи при налёте на скопление артиллерии и живой силы гитлеровцев звеном старшего лейтенанта Бучавого было уничтожено 6 автомашин, 7 повозок и разрушено 7 зданий.
В январе 1944 года старший лейтенант Бучавый был направлен в город Липецк в высшую офицерскую авиационную школу. Пока на Белорусском направлении было затишье, лётчик окончил дополнительные курсы обучения и в июне 1944 года прибыл в свою 301-ю авиадивизию 16-й воздушной армии 1-го Белорусского фронта, но в свой полк не попал, а был назначен заместителем командира эскадрильи в 34-й Ташкентский БАП.
В ходе операции «Багратион» эскадрилья Бучавого наносила бомбовые удары по врагу в районе Лунинца, Кобрина, Бреста, Бяла-Подляски. В августе 1944 года во время тяжёлых боёв на подступах к Варшаве, в одном из боевых вылетов в кабину Бучавого попал зенитный снаряд, и лётчик был тяжело ранен. Тем не менее, он довёл самолёт до своего аэродрома, где сразу же был отправлен в госпиталь. Вернулся он после лечения в конце ноября 1944 года. А в январе 1945 года началась Висло-Одерская операция.
17 января 1945 года заместителем ведущего в группе 9 Пе-2 старший лейтенант Бучавый совершил вылет на бомбардировку скопления эшелонов на узле Лодзь-Восточный. Несмотря на сложные метеоусловия и огонь «эрликонов», группа уничтожила 5 эшелонов и склад с горючим. Вскоре город был взят нашими наземными войсками.
В феврале 1945 года Бучавый неоднократно вылетал на бомбардировку гитлеровских войск, штурмующих наши одерские плацдармы в районе Кюстрина и Врицена. А в марте 1945 года пикировщики полка помогали наземным войскам в проведении Восточно-Померанской операции.
3 марта 1945 года трижды в составе 9 Пе-2 Бучавый вылетал на бомбардировку войск противника в городе Штаргард. Кроме уничтоженных автомашин и техники было разрушено здание вагоноремонтного депо, вызвано 3 больших очага пожара, в том числе горело 2 цеха оружейного завода.
Последний, 222-й боевой вылет, старший лейтенант Бучавый совершил 30 апреля 1945 года в район станции Ринов в ходе Берлинской операции. Прямым попаданием по эшелону уничтожил 14 вагонов и платформ, а также 8 станционных зданий.
После Дня Победы, в июне 1945 года старшего лейтенанта Бучавого направили на Высшие лётно-тактические авиационные курсы. После их окончания он был зачислен в лётный учебный центр в городе Бузулук. Здесь узнал о присвоении звания Героя Советского Союза. В центре капитан Бучавый служил до 1951 года. А затем был переведён в бомбардировочный полк, нёсший боевую вахту на далёком острове Сахалин. Здесь, у самого Тихого океана, Валентин Бучавый прослужил до ноября 1955 года.
После выхода в запас по сокращению, В.Р.Бучавый с семьёй переехал в город Липецк. Устроился работать на аэродром ДОСААФ. 14 февраля 1958 года он трагически погиб. У него осталось жена и 2 дочери 8-и и 2-х лет…
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации