Ерашов Иван Михайлович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 6899
Орден Ленина № 41984
Ерашов Иван Михайлович – командир 672-го штурмового авиационного полка 306-й штурмовой авиационной дивизии 9-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, майор.
Родился 26 сентября 1911 года в городе Лепель ныне Витебской области (Белоруссия) в семье рабочего. Белорус. Окончил 7 классов в селе Камень Лепельского района Витебской области, затем в 1931 году – педагогический техникум в городе Лепель. Работал учителем в городе Полоцк (Витебская область). В 1933 году окончил комвуз. Член ВКП(б) с 1933 года.
В Красной Армии с августа 1933 года. В 1936 году окончил Сталинградское военное авиационное училище. Был оставлен в нём лётчиком-инструктором, в мае 1938 года назначен начальником учебно-лётного отдела училища. С апреля 1941 по май 1942 года служил заместителем командира 275-го ближне-бомбардировочного авиационного полка. В 1943 году окончил Военно-воздушную академию.
На фронте с мая 1943 года. Был командиром штурмового авиаполка. Воевал на Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах. Участвовал в боях на Белгородском направлении Курской дуги, в Барвенково-Лозовской, Днепропетровской, Криворожской и Одесской операциях.
Командир 672-го штурмового авиационного полка майор Ерашов к декабрю 1943 года совершил 94 боевых вылета, нанеся противнику существенный урон в живой силе и технике, в воздушных боях лично сбил 4 самолёта.
Группы штурмовиков под его командованием за период с июля по декабрь 1943 года уничтожили и повредили 150 автомашин с живой силой и грузами, 15 танков, 5 батарей полевой артиллерии, 6 паровозов, 4 эшелона, из них 2 с горючим, 3 склада с боеприпасами. Ими рассеяно и уничтожено до 3-х рот пехоты, уничтожено и повреждено на земле 40 самолётов, сбито в воздушных боях – 10.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм майору Ерашову Ивану Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
23 марта 1944 года в районе Одессы был сбит, считался погибшим. 8 мая 1944 года был исключён из списков личного состава Красной Армии как пропавший без вести. Раненым попал в плен, содержался в лагере на территории Польши. В октябре 1944 года совершил побег, но в ноябре был схвачен и отправлен в гестапо города Шрода. Освобожден 25 января 1945 года передовыми частями 11-го танкового корпуса, захватившими госпиталь для военнопленных в городе Вольштейн (Волштын, Польша). После соответствующих проверок был восстановлен в звании и правах.
После войны служил начальником воздушно-стрелковой службы 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Балтийского флота, инспектором 10-го штурмового авиакорпуса по технике пилотирования в городе Чкалов (Оренбург). В ноябре 1947 года по болезни майор И.М.Ерашов уволен в отставку. Умер 8 мая 1948 года. Похоронен в городе Новочеркасск Ростовской области.
Награждён орденом Ленина (4.02.1944), 2 орденами Красного Знамени (21.09.1943; 30.01.1944), орденом Александра Невского (25.09.1943), медалями «За боевые заслуги» (6.11.1945), «За победу над Германией».
В августе 1933 года Иван Ерашов стал курсантом 7-й военной школы лётчиков имени Сталинградского Краснознамённого Пролетариата, которая впоследствии была переименована в Сталинградское военное авиационное училище. В ноябре 1936 года лейтенант Ерашов был оставлен в училище лётчиком-инструктором, полтора года учил молодых курсантов лётному мастерству. В мае 1938 года произошло новое назначение - начальником учебно-лётного отдела училища, при этом лейтенанту И.М.Ерашову было присвоено воинское звание капитана, минуя звание старшего лейтенанта.
В апреле 1941 года капитан Ерашов был направлен в действующую часть Приволжского военного округа и стал заместителем командира 275-го ближне-бомбардировочного авиаполка. На этой должности и застало его начало Великой Отечественной войны.
В 1941 году 275-й ББАП в боевых действиях не участвовал, оставаясь в тылу. В мае 1942 года Ерашова направили на учёбу в Военно-воздушную академию в Москву, ускоренный курс которой он окончил в феврале 1943 года. После окончания академии капитану Ерашову доверили командование 672-м штурмовым авиаполком, который проходил переучивание на грозную боевую машину – штурмовик Ил-2. И только в мае 1943 года полк был включен в состав 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта.
Обстановка на фронте была сложной. В марте 1943 года фронт в очередной раз потерял города Харьков, Белгород и весь район за Северским Донцом. Кроме этого севернее Белгорода образовалась Курская дуга, к активным действиям на которой усиленно готовились гитлеровские войска. Поэтому накануне и уже в ходе Курской битвы лётчики полка Ерашова вели напряжённую боевую работу. Сам капитан много раз водил в бой группы штурмовиков. Вот несколько эпизодов его боевой деятельности в этот период.
На Белгородском направлении в районе села Соломино с группой из 8 Ил-2 Ерашов уничтожил батарею тяжёлой артиллерии и взорвал основной склад горючего и боеприпасов, питавший всю танковую группу противника на этом направлении.
8 июля 1943 года капитан Ерашов дважды водил группы штурмовиков громить автоколонны противника по дороге Барвенково – Мечебиловка. Прицельными попаданиями бомб и пулемётно-пушечным огнём было уничтожено до 20 автомашин с войсками и грузами.
15 и 16 августа 1943 года, командуя 2-я группами по 6 Ил-2, Ерашов 3 раза громил скопление авиации противника на аэродроме Краматорская. Несмотря на плотный зенитный огонь, благодаря отличному изучению цели и тактически грамотному решению, принятому командиром группы, штурмовики уничтожили и повредили до 30 самолётов противника на земле, а 16 августа в воздушных боях над Краматорском сбили 6 самолётов, причём Ерашов сбил 1 самолёт лично.
5 сентября 1943 года комполка водил группу из 5 Ил-2 на предельный радиус на бомбардировку железнодорожного узла Лозовая. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, Ерашов точно вывел группу на цель. Бомбами, пулемётно-пушечным огнём и залпами реактивных снарядов группа уничтожила 2 паровоза, 2 наливных эшелона, взорвала склад с горючим.
19 и 20 сентября 1943 года на предельном радиусе были выполнены сложные задачи – разрушение переправ противника через Днепр в районе Днепропетровска. В результате был разрушена переправа в районе Лоц-Каменка. 20 сентября Ерашов прямым попаданием бомб лично повредил дамбу северной части моста.
23 сентября 1943 года в плохих метеоусловиях Ерашов произвёл внезапный налёт на аэродром противника. Произведено было 3 штурмовые атаки, в которых уничтожено 4 самолёта противника.
За отличие в боях на Курской дуге и при освобождении Левобережной Украины комполка Ерашов получил звание майора, был награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского, а в декабре 1943 года за 94 произведённых боевых вылета был представлен к званию Героя Советского Союза, Указ о котором вышел 4 февраля 1944 года. Но получить высокие награды Родины Ерашов не успел…
В декабре 1943 - январе 1944 года майор Ерашов участвовал в Криворожской операции, за успехи в которой был награждён вторым орденом Красного Знамени. А в марте 1944 года началась Одесская наступательная операция советских войск, которая стала для Ерашова последней… 23 марта 1944 года в воздушном бою он был сбит, и на свой аэродром не вернулся… Долгое время считался погибшим.
Однако Ерашов не погиб, он был ранен в бою, а при падении-посадке самолёта на проталину леса, потерял сознание от удара о землю, и очнулся уже в гитлеровском плену. После содержания в пересылочном пункте, в группе военнопленных Ерашова угнали в Польшу, где он пробыл в лагере до октября 1944 года. Всё это время он, участвуя в рабском лагерном труде, вынашивал план побега.
В октябре 1944 года, когда советские войска стояли на Висле, а большинство конвоиров лагеря было отправлено на фронт, Ерашову с группой военнопленных удался побег. Но в ноябре он снова был схвачен и отправлен в гестапо города Шрода. "Общение" с гестаповцами привело его в госпиталь для военнопленных в городе Вольштейн. Здесь 25 февраля 1945 года он вместе с другими военнопленными был освобождён танкистами 11-го танкового корпуса.
После лечения в фильтрационном госпитале и проверок в соответствующих инстанциях майор Ерашов восстановился в армии, принял должность в одной из штурмовых авиадивизий Краснознамённого Балтийского флота, а затем съездил в Москву, где в Кремле ему были вручены орден Ленина и «Золотая Звезда».
Но долгой службы не получилось – слишком тяжело далось Ерашову пребывание в нечеловеческих условиях в фашистском лагере. Здоровье, потерянное в лагерных бараках, было уже не вернуть. Майор Ерашов по болезни в ноябре 1947 года вышел в отставку, а в мае 1948 года его не стало…
Большое спасибо внуку Героя Михаилу Помазневу за некоторые предоставленные материалы
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Лепельский район. Минск, 2012.
Памяць: Лепельскі раён: гіст.-дакум. хроніка гарадоў і раёнаў Беларусі. Мінск, 1999.