Глинка Дмитрий Борисович
Дважды Герой Советского Союза
Дважды Герой Советского Союза
Медаль № 906
Орден Ленина № 9467
Медаль № 9
Глинка Дмитрий Борисович – начальник воздушно-стрелковой службы 45-го истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), старший лейтенант;
помощник командира по воздушно-стрелковой службе 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (9-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии капитан.
Родился 10 (23) декабря 1917 года в селе Александров Дар Криворогской волости Херсонского уезда Херсонской губернии (ныне посёлок Рахмановка в черте города Кривой Рог Днепропетровской области, Украина). Украинец. Младший брат Героя Советского Союза Бориса Борисовича Глинки. С 1931 года жил в городе Кривой Рог, где в 1932 году окончил 6 классов школы. Работал в Кривом Роге электриком: на руднике имени МОПРа (1932–1936), на кирпичном заводе треста «Кривстрой» (1936–1937) и на железнорудной шахте имени В.А. Валявко (июнь – декабрь 1937). В 1937 году окончил Криворожский аэроклуб.
В армии с декабря 1937 года. В феврале 1939 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком и командиром звена 45-го истребительного авиационного полка (в Закавказском военном округе; город Баку, Азербайджан). Летал на истребителях И-16 и Як-1. В августе 1941 года в должности командира звена 45-го истребительного авиационного полка на Як-1 участвовал в вводе советских войск в Иран.
Участник Великой Отечественной войны: в январе 1942 – мае 1945 – лётчик, командир звена, адъютант авиаэскадрильи, начальник воздушно-стрелковой службы полка и заместитель командира 45-го (с июня 1943 года – 100-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Крымском (январь – май 1942), Северо-Кавказском (май – июль 1942 и февраль – август 1943) и Южном (июль 1942 и август – октябрь 1943) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (июль – сентябрь 1942), на 4-м Украинском (октябрь 1943 – январь 1944), 2-м Украинском (май – июль 1944) и 1-м Украинском (июль 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в обороне Крыма и Кавказа, воздушном сражении на Кубани, Донбасской, Мелитопольской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.
9 мая 1942 года в районе села Ленинское (ныне райцентр Республики Крым) его самолёт Як-1 был сбит в воздушном бою. При приземлении на парашюте получил сильное сотрясение мозга и некоторое время находился на излечении в госпитале.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы в немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1943 года старшему лейтенанту Глинке Дмитрию Борисовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
16 сентября 1943 года при бомбёжке аэродрома был ранен осколком вражеской бомбы в ногу и отправлен в госпиталь. 18 июля 1944 года при катастрофе самолёта Ли-2, на котором он летел пассажиром, получил тяжёлую травму головы и 2 месяца находился в госпитале.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии капитан Глинка Дмитрий Борисович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
За время войны совершил 282 боевых вылета на истребителях Як-1, «Киттихаук» и Р-39 «Аэрокобра», провёл 94 воздушных боя, в которых лично сбил 50 самолётов противника.
После войны до февраля 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира 100-го гвардейского истребительного авиационного полка (в Центральной группе войск; аэродром Абсдорф, Австрия). Летал на истребителе Р-39 «Аэрокобра».
В мае 1951 года окончил Военно-воздушную академию (Монино). С мая 1951 – командир 351-го истребительного авиационного полка, в августе 1951 – январе 1954 – командир 530-го истребительного авиационного полка (в Приморском военном округе; Ляодунский полуостров, Китай). Летал на истребителях Ла-11 и МиГ-15. Военный лётчик 1-го класса (03.1953).
В январе 1954 – январе 1958 – заместитель командира 149-й истребительной авиационной дивизии (в Приморском военном округе, Ляодунский полуостров, Китай; с мая 1955 – в Северной группе войск, аэродром Шпротава, Польша). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17.
С января 1958 – заместитель командира дивизии по лётной подготовке, а в июне 1958 – августе 1959 – 1-й заместитель командира 119-й истребительной авиационной дивизии (в Одесском военном округе; город Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика). Летал на реактивных истребителях МиГ-17 и МиГ-19П.
В августе 1959 – апреле 1960 – 1-й заместитель командира 283-й истребительной авиационной дивизии (в Закавказском военном округе; город Миха Цхакая, ныне Сенаки, Грузия). Летал на реактивном истребителе МиГ-17. С июля 1960 года полковник Д.Б. Глинка – в запасе.
В 1960 году окончил курсы при Школе высшей лётной подготовки ГВФ. С октября 1960 года работал пилотом в 200-м авиаотряде (аэропорт Внуково), в июле 1962 – мае 1965 – вторым пилотом в 207-м авиаотряде международной авиагруппы ГВФ (аэропорт Шереметьево). Летал на реактивном пассажирском самолёте Ту-104.
В 1965–1978 годах работал инструктором на тренажёре в 18-м учебно-тренировочном отряде Центрального управления международных воздушных сообщений Аэрофлота (аэропорт Шереметьево).
Депутат Верховного Совета СССР 2-го созыва (в 1946–1950 годах).
Жил в Москве. Умер 24 февраля 1979 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждён орденом Ленина (21.04.1943), 5 орденами Красного Знамени (09.09.1942; 03.10.1942; 22.04.1943; 03.11.1944; 04.06.1955), орденами Александра Невского (13.05.1945), Отечественной войны 1-й степени (24.12.1943), 2 орденами Красной Звезды (22.02.1955; 30.12.1956), медалью «За боевые заслуги» (24.06.1948) и другими медалями; китайскими медалями.
Бронзовый бюст Д.Б. Глинки установлен в посёлке Рахмановка (в черте города Кривой Рог Днепропетровской области, Украина), где его именем названа улица. Его имя носит пассажирский самолёт Superjet-100 авиакомпании «Аэрофлот».
Примечания:
1) Награждён за выполнение 146 боевых вылетов и участие в 41 воздушном бою, в которых лично сбил 15 самолётов противника (на 1 апреля 1943 года);
2) Награждён за выполнение 183 боевых вылетов и участие в 62 воздушных боях, в которых лично сбил 29 самолётов противника (на 29 июля 1943 года).
Воинские звания:
младший лейтенант (22.02.1939)
лейтенант (27.04.1942)
старший лейтенант (19.06.1942)
капитан (26.04.1943)
майор (05.11.1943)
подполковник (20.02.1946)
полковник (28.04.1951)
Биографию подготовил:
Бодрихин Н.Г. Советские асы. М., 1998
Бодрихин Н.Г. Сталинские соколы. М., 1997
Быков М.Ю. Все асы Сталина. Москва, 2014.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Герои битвы за Кавказ. - Цхинвали, 1975
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Личное дело
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Марчуков А.В. Герои-покрышкинцы о себе и о своём командире. М., 2014.
Московский некрополь Героев. Том 1. – Москва, 2011.
Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.