Хачатурян Арам Ильич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 15293
Орден Ленина № 421512
Хачатурян Арам Ильич – композитор, дирижёр, народный артист СССР, город Москва.
Родился 24 мая (6 июня) 1903 года в селе Коджоры Тифлисского уезда Тифлисской губернии, ныне – село Коджори в составе города Тбилиси, Грузия. Армянин. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. Сын переплётчика, рос в космополитической музыкальной атмосфере Тифлиса – культурной столицы всего дореволюционного Закавказья. С детства импровизировал на фортепиано в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву в 1922 году, где поступил одновременно в Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова и в музыкальное училище Гнесиных (занимался по классу композиции у М.Ф.Гнесина). В 1929-1934 годах учился в Московской консерватории у Н.Я.Мясковского.
Первые же профессиональные опыты Хачатуряна, появившиеся в конце 1920-х и начале 1930-х годов, – пьесы и соната для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано (в том числе популярная Токката), Трио для кларнета, скрипки и фортепиано – обнаружили в нем художника со стихийным мелодическим даром, незаурядным чувством гармонического колорита, экстравертным артистическим темпераментом.
Самый плодотворный период биографии композитора пришёлся на середину и вторую половину 1930-х годов. Крупные оркестровые произведения этого времени – Первая симфония (к 15-летию Советской власти в Армении, 1935), Концерт для фортепиано с оркестром (1936), Концерт для скрипки с оркестром (1940; Сталинская премия, 1941) – заставили говорить о нём как о ведущем композиторе советского Востока, сумевшем объединить самобытную мелодику армянских народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм.
Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий. Концом 1930-х годов датированы также вокально-оркестровая «Поэма о Сталине» (1938) и балет на колхозную тему «Счастье» (1939). На фоне множества тусклых опусов, рождённых советским «социальным заказом», эти произведения выделяются богатством контрастов, «рубенсовской» (по выражению Б.В.Асафьева) яркостью и сочностью красок.
В 1944 году написал музыку к Государственному гимну Армянской ССР.
Среди крупных партитур Хачатуряна, созданных после 1940 года, выделяются частично основанный на материале «Счастья» балет «Гаянэ» (1942; Сталинская премия, 1943), навеянная событиями Великой Отечественной войны Вторая симфония (1943; Сталинская премия, 1946) и балет «Спартак» (1956). С 1939 года Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в период «ждановщины» (1948) он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за формализм и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно абсурдно, так как его колоритная, темпераментная музыка проста для восприятия и в своих лучших образцах – таких, как медленная часть Фортепианного концерта (на тему тифлисской уличной песни), искромётный финал Скрипичного концерта, полный драматизма «Вальс» из музыки к «Маскараду», темпераментный «Танец с саблями» из «Гаянэ», танцы на балу у Красса и пленительное любовное адажио из «Спартака» – неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории.
С 1950 года Хачатурян преподавал композицию в Институте им. Гнесиных, с 1951 года – также в Московской консерватории. Выступал как дирижёр, исполняя собственную музыку.
В 1954 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Творческая деятельность композитора продолжалась почти до конца его дней, однако ни в «концертах-рапсодиях» для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром (1961, 1963, 1967), ни в сонатах для виолончели, скрипки и альта соло (1974, 1975, 1976) ему не удалось приблизиться к собственным прежним достижениям. Музыка Хачатуряна звучит в культовом фантастическом фильме «Чужие» (1986, США). Неумолимо безжалостный мрак и холод дальнего космоса в теме вступления к фильму и финальным титрам остаются в памяти каждого, кто видел этот фильм. Основой именно этих частей саундтрека, который в 1986 году написал композитор Джеймс Хорнер, является адажио из балета «Гаянэ».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1973 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Хачатуряну Араму Ильичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Жил в Москве. Умер 1 мая 1978 года. Похоронен в Ереване (Армения) в Пантеоне имени Комитаса.
Награждён 3 орденами Ленина (04.11.1939; 05.06.1963; 05.06.1973), орденом Октябрьской Революции (02.07.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (24.11.1945; 14.10.1966), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Доктор искусствоведения (1965). Лауреат Ленинской премии (1959), Сталинской премии (1941, 1943, 1946, 1950), Государственной премии СССР (1971), Государственной премии Армянской ССР (1965).
Ему были присвоены почётные звания: «Народный артист СССР» (1954), «Народный артист РСФСР» (1947), «Народный артист Армянской ССР» (1955), «Народный артист Грузинской ССР» (1963), «Народный артист Азербайджанской ССР» (1973), «Заслуженный деятель искусств Армянской ССР» (1938), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1944), «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР» (1967). Он являлся академиком АН Армянской ССР (1963), Почётным академиком Итальянской музыкальной академии Санта-Чечилиа (1960), членом-корреспондентом Академии искусств ГДР (1961), Почётным профессором Мексиканской консерватории (1960).
В 1978 году имя Хачатуряна было присвоено Большому залу филармонии Еревана. В 1984 году в Ереване был открыт Дом-музей композитора. Именем Хачатуряна названа одна из улиц Москвы. В Москве установлен памятник А.И.Хачатуряну, а на доме, в котром он жил, - мемориальная доска.
Биографию подготовил: