Гурвич Семён Исаакович
Герой Советского Союза
Герой Советского Союза
Медаль № 3111
Гурвич Семён Исаакович – заместитель командира эскадрильи 431-го штурмового авиационного полка (299-я штурмовая авиационная Нежинская Краснознаменная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт), лейтенант.
Родился 3 июля 1923 года в Ростове-на-Дону в семье рабочего. Еврей. В дальнейшем с семьей переехал в Воронеж. Образование неполное среднее, в 1939 году окончил рабфак при Воронежском химико-технологическом институте и аэроклуб в 1939 году. Призван в армию в 1940 году Воронежским горвоенкоматом. Окончил Балашовскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году в звании младшего лейтенанта. С октября 1942 года служил в 431-м (с 19 августа 1944 года – 174-м гвардейском) штурмовом авиационном полку 299-й (с 19 августа 1944 года – 11-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии летчиком, старшим летчиком, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.
Во время Великой Отечественной войны в действующей армии – с марта 1943 года. Сражался на Центральном, с 20 октября 1943 года – Белорусском, с 24 февраля 1944 года – 1-м Белорусском фронтах.
Первый боевой вылет совершил в июле 1943 года в сражении на Курской дуге.
С июля 1943 года по июль 1944 года совершил 114 боевых вылетов на штурмовку укреплений противника, артиллерийских позиций, коммуникаций противника, скоплений боевой техники и живой силы. Уничтожил 19 танков, 95 автомашин, 2 паровоза, 10 железнодорожных вагонов, 3 цистерны с горючим, 1 речной пароход, взорвал 4 склада боеприпасов, 3 склада горючего, разрушил 2 переправы и уничтожил до 750 человек живой силы противника. Сбил один вражеский истребитель лично и два – в группе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Гурвичу Семёну Исааковичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
К концу войны командир эскадрильи гвардии капитан С.И.Гурвич произвел 167 успешных боевых вылетов, лично уничтожил и повредил 26 танков, 127 автомашин, 2 паровоза, 15 железнодорожных вагонов, 1 речной пароход, 35 орудий полевой и 19 – зенитной артиллерии, 17 минометных батарей, 6 складов с боеприпасами, свыше 900 солдат и офицеров противника. Сбил лично 2 самолета противника.
После войны продолжал служить в Военно-Воздушных Силах. В 1955 году окончил Военно-Воздушную академию и вновь продолжал службу.
С 1966 года полковник С.И. Гурвич – в запасе. Жил в Ростове-на-Дону. Заслуженный тренер РСФСР по стендовой стрельбе. Его дочь стала заслуженным мастером спорта, чемпионом мира 1975 года в этом виде спорта. Работал администратором спортивного манежа.
Скончался 20 октября 2004 года. Похоронен на аллее Героев Северного кладбища.
Награжден орденом Ленина (26.10.1944), 4 орденами Красного Знамени (08.10.1943; 18.03.1944; 14.04.1944; 16.06.1945), орденом Александра Невского (18.09.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (20.12.1943; 11.03.1985), 2 орденами Красной Звезды (14.08.1943; 30.12.1956), медалями.
На здании Воронежской средней школы № 35 установлена мемориальная доска.
С.И.Гурвич начал свою боевую деятельность на Центральном фронте. С 5 июля 1943 года на северном фасе Курской дуги в составе 16-й воздушной армии прикрывал наземные войска, отражавшие наступление крупных сил танков и моторизованной пехоты противника, поддерживаемых артиллерией и авиацией.
В дальнейшем участвовал в Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов» (12 июля – 18 августа 1943 года) – завершающем этапе Курского сражения, в том числе освобождении города Дмитровск-Орловский; Черниговско-Припятской наступательной операции (26 августа – 30 сентября 1943 года) и освбождении города Нежин; Гомельско-Речицкой (10 – 30 ноября 1943 года), Калинковичско-Мозырской (8 – 30 января 1944 года), Рогачёвско-Жлобинской (21 – 26 февраля 1944 года) наступательных операциях; Бобруйской (24 - 29 июня 1944 года) и Минской (29 июня – 4 июля 1944 года) наступательных операциях – этапах Белорусской стратегической операции «Багратион», в том числе освобождении города Слуцк.
К концу Минской операции имел на своем счету 114 успешных боевых вылетов, за что был представлен к званию Героя Советского Союза.
Из наградного листа:
Лейтенант Гурвич прибыл в полк в октябре 1942 года молодым, только что окончившим Балашовскую военно-авиационную школу летчиком. Дисциплинированностью, выдержанностью, летным и боевым мастерством, проявленным с первых дней боевой работы, Гурвич заслужил большой авторитет и любовь всего личного состава.
За год непрерывной боевой работы на фронте Отечественной войны в составе 431 штурмового авиационного полка Гурвич вырос из рядового летчика в тактически грамотного, опытного командира подразделения.
Боевая работа Гурвича характеризуется решимостью и честным выполнением любого порученного задания, умением нанести неожиданный, эффективный удар по цели и способностью ценою собственной жизни защитить товарища в бою.
За время боевой работы с 5.07.1943 по 1.07.1944 года произвел на самолете Ил-2 114 успешных боевых вылетов на различных участках Центрального и Белорусского фронтов, в результате которых лично уничтожил: 19 танков, 95 автомашин, 2 паровоза, 10 железнодорожных вагонов, 3 железнодорожные цистерны с горючим, 1 речной пароход, подавил огонь 26 орудий полевой артиллерии, 17 зенитных орудий, 10 минометных батарей, взорвал 4 склада боеприпасов, 3 склада горючего, разрушил 2 переправы и уничтожил 750 человек живой силы противника.
За время боевой работы участвовал в 14 воздушных боях с истребителями противника, в которых лично сбил 1 самолет и в группе – 2 самолета противника. За это время три раза был сбит и только благодаря выдержке и летному мастерству приземлялся, едва перетянув линию фронта. 12 раз приводил подбитый, плохо управляемый самолет на свой аэродром, десятки раз успешно выполнял боевые задания в качестве ведущего групп в сложных метеоусловиях при видимости 1 – 1,5 км в сплошном снегопаде.
С начала боевой работы штурмовики, ведомые лейтенантом Гурвичем, уничтожали живую силу и технику врага в районах Поныри, Малоархангельск, Кромы в Орловской операции, разрушали оборонительные сооружения и уничтожали полевую артиллерию в боях за Севск, действовали по коммуникациям и уничтожали живую силу и технику противника в районах Конотоп, Бахмач, Нежин. Бомбардировочно-штурмовыми ударами разрушали береговые укрепления и уничтожали подходящие резервы противника у районах Новгород-Северский, Дымер, Лоев, Гомель, Жлобин, Бобруйск, чем способствовали нашим наземным войскам успешно форсировать реки Десна, Сож, Днепр, Припять и Березина.
За высокую эффективность бомбардировочно-штурмовых ударов и боевое мастерство Гурвичу и его ведомым передали несколько благодарностей прикрываемые наземные войска, восхищаясь боевыми подвигами штурмовиков группы Гурвича.
За образцовое выполнение боевых заданий и боевые подвиги награжден пятью боевыми орденами СССР. Пятым орденом награжден за 92 успешных боевых вылета. После этого произвел еще 22 успешных боевых вылета на Ковельском и Бобруйском участках фронта, в результате которых уничтожил 2 танка. 37 автомашин, 1 паровоз, 5 орудий полевой артиллерии, 4 орудия зенитной артиллерии, 5 железнодорожных вагонов, 2 минометных батареи, взорвал 1 крупный склад боеприпасов, уничтожил свыше 100 человек живой силы противника.
Героизм, мужество и отвагу проявил при выполнении боевых заданий:
9.07.1943 года за день произвел 2 боевых вылета в район Малоархангельск – Широкое Болото, где при ураганном огне зенитной артиллерии производил по 3 – 4 захода на скопление танков. В результате бомбами ПТАБ за этот день лично уничтожил 4 крупных танка. В районе цели участвовал в этот день в двух воздушных боях с группами по 14 – 15 самолетов ФВ-190 и Ме-109. Группой из 12 Ил-2 сбито 6 самолетов противника. Отстав от группы ввиду повреждения самолета, один вел бой с двумя ФВ-190, из которых один был сбит его воздушным стрелком. Самолет, ввиду неуправляемости, посадил на линии фронта.
11.07.1943 года, выполняя задание в дождь при видимости 1 км, обнаружил большое скопление танков в районе Протасово. В результате удачных атак группой из 7 Ил-2 уничтожено 9 танков, 15 автомашин, до 100 человек живой силы. За высокую эффективность штурмовки командиром дивизии всем участникам группы объявлена благодарность.
29.11.1943 года, выполняя боевое задание в составе группы из 10 самолетов Ил-2 в районе станции Жлобин, при сильном противодействии зенитной артиллерии противника произведено 4 захода на цель, в результате чего уничтожено 30 железнодорожных вагонов с грузами, 1 паровоз, взорван склад боеприпасов. В районе цели группа завязала воздушный бой с 6 самолетами Ме-109 и 9 самолетами Ю-88. В бою Гурвич, защищая самолет ведущего, отбил 7 атак истребителей и дал возможность ведущему сбить 1 самолет Ю-88. Огнем зенитной артиллерии и истребителей на самолете Гурвича были повреждены оба элерона, стабилизатор и рули глубины. Плохо управляемый самолет, имевший 5 попаданий снарядов и много пулевых пробоин, привел и мастерски посадил на свой аэродром.
15.12.1943 года, выполняя задание в составе группы из 9 Ил-2 в районе Жлобин, Гурвич прицельно сброшенными бомбами подавил огонь зенитной батареи. В районе цели самолет ведущего – командира полка Плохова был атакован двумя самолетами ФВ-190. Заметив это, Гурвич развернул свой самолет и ввязался в бой. 4 раза вражеские истребители атаковали самолет ведущего, и все 4 раза их атаки отбивал, мастерски владея подбитым самолетом, лейтенант Гурвич. Не сумев сбить ведущего, истребители атаковали отставший подбитый самолет Гурвича, но, мастерски используя маневр и огонь, он вышел из боя победителем. Самолет с отбитой половиной руля глубины, поврежденными элеронами и шасси, дотянул до своего аэродрома и посадил на фюзеляж.
3.04.1944 года за день 3 раза водил группы по 6 – 7 самолетов Ил-2 в район Тужиск, где при сильном противодействии зенитной артиллерии группой уничтожено 4 танка, 1 батарея полевой артиллерии и свыше 70 человек живой силы противника. В воздушном бою с 15 самолетами ФВ-190 сбит 1 самолет противника.
25.06.1944 года за день 4 раза водил группы по 7 – 8 самолетов Ил-2 в район Глуск – Ротмировичи. В результате уничтожено 40 автомашин, железнодорожный эшелон до 80 вагонов, батарея полевой артиллерии, свыше 200 человек живой силы противника.
27.06.1944 года водил группу из 4 самолетов Ил-2 на уничтожение окруженной группировки противника в район юго-восточнее Бобруйска. Штурмовкой уничтожено 20 автомашин и до 100 человек живой силы противника.
За самоотверженное выполнение боевых заданий, героизм, мужество и отвагу достоин высшей правительственной награды – присвоения звания «Герой Советского Союза».
Командир 431 штурмового авиационного полка подполковник Плохов
3 июля 1944 года
После этого С.И.Гурвич участвовал в Люблин-Брестской наступательной операции (18 июля – 2 августа 1944 года) – составной части Белорусской стратегической операции «Багратион»; боях в Польше за плацдармы на реках Висла, Нарев, Одер и освобождении предместья Варшавы Прага; Варшавско-Познанской наступательной операции (14 января – 3 февраля 1945 года) – составной части Висло-Одерской стратегической операции; Восточно-Померанской наступательной операции (10 февраля – 4 апреля 1945 года) и взятии города Кюстрин (ныне Костшин); Берлинской стратегической наступательной операции (16 апреля – 8 мая 1945 года) и штурме Берлина.
26 апреля 1945 года гвардии капитан С.И.Гурвич водил группу из 24-х самолетов Ил-2 на штурмовку противника в Берлине.
Биографию подготовил:
Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.1. – Москва, 1987.
Гринько А.И., Улаев Г.Ф. Богатыри земли Воронежской. Воронеж, 1965
Документы на сайте «Подвиг народа»
Навечно в сердце народном. 3-е изд., доп. и испр. Минск, 1984
Они прославили Родину. Книга 2. Ростов-на-Дону, 1975
Свердлов Ф.Д. В строю отважных.-М.:«Книга и бизнес»,1992