Белобородов Иван Фёдорович
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 14686
Орден Ленина № 386135
Медаль № 155
Орден Ленина № 432892
Белобородов Иван Фёдорович – директор Ижевского машиностроительного завода Министерства оборонной промышленности СССР, Удмуртская АССР; генеральный директор Производственного объединения «Ижмаш» Министерства оборонной промышленности СССР, Удмуртская АССР.
Родился 23 декабря 1909 года в городе Спас-Деменск ныне Калужской области в семье рабочего-железнодорожника. Русский. В 1928 году окончил школу 2 ступени (9-летку) в селе Ульяново Калужской области. Трудовую деятельность начал в 1929 году учителем начальной школы в селе Ульяново.
В 1930 году поступил в Тульский механический институт на факультет «Технология кузнечно-штамповочного производства». В 1935 году после окончания института был направлен на работу в Ижевск (Удмуртия). Работал на заводе «Ижсталь» в кузнечном цехе начальником техбюро, мастером, заместителем начальника и начальником цеха.
В 1939 году завод «Ижсталь» разделили на два завода – Ижевский машиностроительный (№74) и Ижевский металлургический (№71). Кузнечный цех оказался в составе Ижевского машиностроительного завода, которому он посвятил всю дальнейшую трудовую жизнь. В марте 1941 года его назначили начальником строящегося нового кузнечного цеха. В июле 1941 года новый цех вступил в строй и всю войну обеспечивал поковками и штампованными заготовками изделия, выпускавшиеся заводом в больших масштабах (достаточно сказать, что завод выпускал в сутки винтовки в количестве, достаточном для вооружения одной стрелковой дивизии). Руководил заводской кузницей И.Ф.Белобородов до 1952 года.
В 1952 году он был избран секретарем заводского партийного комитета (освобожденная должность) и руководил заводской партийной организацией до 1956 года. В 1956 году был назначен директором Ижевского машиностроительного завода, а в 1975 году – генеральным директором Производственного объединения «Ижмаш», которым бессменно руководил до 1980 года.
С именем этого легендарного директора связана целая эпоха в развитии предприятия и всего города. Ижевский машиностроительный завод – огромное предприятие с многотысячным коллективом, в составе которого к приходу И.Ф.Белобородова существовало несколько крупных структурных единиц (производств), главными из которых были мотопроизводство (изготовление мотоциклов), оружейное производство (изготовление автомата Калашникова) и станкостроительное производство (изготовление металлорежущих станков). Кроме того, в составе завода был еще ряд производств и цехов, обеспечивающих как внутренние потребности завода, так и выполнение заказов смежников – металлургическое производство, инструментальное производство и т.д. Задачи послевоенного мирного строительства и укрепления оборонного потенциала страны требовали модернизации изделий и увеличения объемов выпускаемой продукции.
Для этого было необходимо кардинальное техническое перевооружение предприятия.
И.Ф.Белобородов все свои силы, волю и неукротимую энергию отдал осуществлению этой задачи. В период его руководства заводом ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился.
В 1957 году станкостроительное производство выпускало 6 типов станков общего назначения и 63 типа специализированных станков, необходимых конкретным производственным участкам завода. В 1960 году на станкостроительном производстве было начато производство малогабаритных токарно-винторезных станков Иж-250 и Иж-250П повышенной точности.
На заводе была создана лаборатория автоматизации технологических процессов при отделе главного технолога, в которой было создано большое количество проектов автоматизации оборудования путем его модернизации – переоборудования обычных станков в полуавтоматы и автоматы. Непосредственно в цехах было модернизировано 120 токарных, 378 фрезерных, 30 сверлильных станков, а 105 – полностью превращены в автоматы.
В 1964 году в станкостроительном конструкторском бюро завода (СКБ-62) была разработана модель универсального токарно-винторезного станка 1И611П, ставшая базовой для целого семейства точных малогабаритных станков, в том числе с числовым программным управлением.
Продукция станкостроительного производства поставлялась на экспорт, в том числе в ФРГ, Францию и Японию.
По масштабам модернизации завод занимал передовые позиции в стране, и многие предприятия перенимали его опыт.
На оружейном производстве также модернизировался станочный парк, вводились новые автоматические линии и полным ходом шла работа по выпуску новых образцов стрелкового вооружения. Вся продукция этого производства разрабатывалась конструкторским отделом завода, где трудился коллектив квалифицированных специалистов, в том числе возглавлявший одно из КБ знаменитый конструктор М.Т.Калашников.
С конвейеров сходили в больших количествах все новые модификации автомата Калашникова - АКМ, АКМС, АК-74, пулемета Калашникова - РПК, РПК-74, снайперской винтовки Драгунова СВД.
Конструкторский отдел завода разрабатывал, а производство изготовляло спортивное и охотничье оружие: винтовки для биатлона БИ-7,62, БИ-59, БИ-5; винтовки для целевой стрельбы «Зенит», «Зенит-3», «Зенит-4», для соревнований в упражнении «Бегущий олень» - БО-59, МБО-1, МБО-1М; охотничьи карабины «Медведь», «Тигр», «Барс», «Лось».
Со спортивным оружием завода советские спортсмены добивались блестящих побед на мировых первенствах и Олимпийских играх.
На заводе работало конструкторское бюро мотоциклостроения, разработавшее ряд моделей дорожных мотоциклов: «Иж-Юпитер» (1961), «Иж-Юпитер-2»(1965), «Иж-Юпитер-3» (1971), «Иж-Планета» (1962), «Иж-Планета-3» (1971). Производство дорожных мотоциклов осуществлялось в огромных масштабах. Например, за период с 1960 по 1965 год был изготовлен один миллион мотоциклов. В 1972 году с конвейера сошел мотоцикл № 5 000 000.
Мотопроизводство было оснащено автоматическими линиями и конвейерами. Еще в 1959 году на мотопроизводстве действовало 12 конвейерных линий общей протяженностью около 1200 метров. В 1962 году впервые в стране была введена автоматическая линия по изготовлению ободов колес.
Заводом выпускались также спортивные мотоциклы, разработанные СКБ-62, правда, в значительно меньших количествах – «Иж-55М», «Иж-57М», «Иж-65М». Советские спортсмены, в том числе мотогонщики – заводские испытатели, неоднократно на этих машинах завоевывали призовые места на всесоюзных и международных соревнованиях.
В 1966 году на существующих площадях завода было организовано производство легковых автомобилей «Москвич-408», в 1967 – «Москвич-412», в 1968 – «Москвич-434» (фургон). В 1970 году вступила в эксплуатацию первая очередь главного сборочного конвейера автопроизводства. В 1973 году начато производство автомобиля «Иж-2125 Комби».
Под руководством И.Ф.Белобородова завод успешно и в сжатые сроки выполнял сложные задания Правительства СССР по освоению новых видов продукции, порой не свойственных профилю предприятия.
С 1957 года завод выпускал метеоракеты ММР-05 и ММР-08 с двигателями, работающими на жидких компонентах топлива. На заводе было вновь организовано КБ, разработавшее взамен этих ракет ряд более простых по конструкции и удобных в эксплуатации твердотопливных ракет с более высокими летными характеристиками - двухступенчатую ракету М100, одноступенчатую ММР-06 и их дальнейшие модификации. Эти ракеты широко применялись для исследования атмосферы с наземных пусковых площадок и научно-исследовательских судов. Они экспонировались на ВДНХ СССР.
В 1957-1960 годах завод выпускал электровакуумные приборы для радиолокационных станций (магнетроны), в 1975-1978 годах – оптические прицелы для стрелкового оружия.
В годы руководства Белобородова предприятие утроило свои производственные площади и основные фонды за счет создания автомобильного производства и строительства новых корпусов для мотоциклетного производства. Сами производства разрослись настолько, что было решено преобразовать их в заводы, а сам Ижевский машиностроительный завод – в Производственное объединение (ПО «Ижмаш»). За последние 15 лет руководства Белобородова, помимо автозавода, были фактически вновь отстроены мотоциклетный, оружейный, станкостроительный, металлургический заводы, завод точной механики. Многое было сделано И.Ф.Белобородовым на предприятии и в области социального строительства.
Было построено несколько крупных жилых массивов для работников завода, больницы, поликлиники, детские комбинаты. В Сочи на паях с ЛОМО был построен 26-этажный пансионат.
За успешное выполнение производственных планов производственное объединение «Ижмаш» было награждено орденами Ленина, Октябрьской революции, Боевого Красного Знамени и Трудового Красного Знамени.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1966 года «за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники» Белобородову Ивану Фёдоровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 декабря 1979 года «за большие заслуги в создании и производстве новой техники и в связи с 70-летием со дня рождения» Белобородов Иван Фёдорович награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот». Стал дважды Героем Социалистического Труда.
Избирался членом Районного, городского комитетов КПСС, членом обкома КПСС. Был депутатом Верховного Совета СССР 4-го и 5-го созывов, делегатом 23-го съезда КПСС (1966), 16 съезда профсоюзов (1977).
В 1980 году И.Ф.Белобородов ушел на пенсию. Жил в Ижевске. Скончался 22 августа 1985 года. Похоронен в Ижевске на Хохряковском кладбище.
Награждён 3 орденами Ленина (01.07.1957; 28.07.1966; 21.12.1979), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (05.01.1944; 25.03.1974), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (18.01.1942). Лауреат премии Совета Министров СССР (1973).
Бронзовый бюст И.Ф.Белобородова установлен в городе Спас-Деменск Калужской области. В Ижевске на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Герои Социалистического Труда – наши земляки. – Ижевск, «Удмуртия», 1983.
Герои Социалистического Труда: биобиблиогр. слов. Т.1. – Москва, 2007.
ЗайцевА.И.Созидатель.Повесть о генеральном директоре.–Ижевск:«Удмуртия»,2004
Удмуртская Республика. Энциклопедия. - Ижевск, «Удмуртия», 2008.
Шумилов Е.Ф. Завод заводов. 1917–2007. – Ижевск: ЗАО «Ижмашпринт», 2007