Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Новиков Афанасий Игнатьевич

Новиков Афанасий Игнатьевич

17.09.1899 - 24.06.1972

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 76

Орден Ленина № 15486

Новиков Афанасий Игнатьевич – дорожный мастер Сухинической дистанции пути Московско-Киевской железной дороги.

Родился 17 сентября 1899 года в селе Снагость Рыльского уезда Курской губернии, ныне Кореневского района Курской области в многодетной крестьянской семье. Русский. В 1912 году окончил четыре класса сельской школы, работал в хозяйстве отца.

С 1914 года трудился по найму батраком в селе Коренево. В 1915-1918 годах – молотобоец на сахарном заводе на станции Льгов, затем в домашнем хозяйстве отца.

Участник Гражданской войны. Весной 1918 года в составе партизанского отряда сражался с немецкими и гайдамацкими войсками, вторгшимися в пределы России. Участвовал в боях под Коренево, Рыльском, в обороне Льгова. С июня 1919 года – красноармеец 3-го крепостного полка в городе Киев. Участвовал в боях с Петлюровцами, попал в плен, освобожден в декабре 1919 года. После госпиталя на родину, с февраля 1920 года по январь 1923 года проходил службу уездной милиции в городе Рыльск.

Весной 1923 года пришел на железную дорогу в качестве ремонтного рабочего станции Ворожба Московско-Киево-Воронежской железной дороги. В 1935 году окончил специальные курсы дорожных мастеров на станции Конотоп. К 1939 году он прошел путь от рядового путейца до дорожного мастера путевой ремонтной колонны 12-й Ворожбянской дистанции пути Московско-Киевской дороги (город Ворожба сумской области Украины). Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.

В этой должности в июне 1941 года встретил Великую Отечественную войну. Уже с августа 1941 года ремонтные рабочие пути Московско-Киевской дороги трудились в условиях частых и ожесточенных вражеских бомбёжек. Под вражеские бомбежки неоднократно попадали и путейцы, руководимые мастером Афанасием Новиковым. И всегда выходили с честью из трудных испытаний.

В конце сентября 1941 года в связи с продвижением на восток немецких войск, Новиков с группой путейцев 12-й дистанции был эвакуирован из Ворожбы. С сентября 1941 года работал на станции Дзержинск Горьковской железной дороги. С 1942 года трудился в коллективе Сухинической дистанции пути Московско-Киевской дороги. Зимой 1942 года ему неоднократно приходилось восстанавливать разрушенные пути, пропускать к линии фронта броневые машины 10-го и 21-го отдельных дивизионов бронепоездов, базировавшихся в районе станции Сухиничи. Путейцы, руководимые А.И. Новиковым, обеспечивали бесперебойное продвижение воинских составов для 16-й армии Западного фронта.

В сентябре 1942 года по Постановлению Государственного Комитета Обороны на 15 прифронтовых и на ряде тыловых железных дорог создавались 47 стационарных Военно-эксплуатационных отделений (ВЭО). Бригада Новикова вошла в ВЭО-113 (Московского отделения Московско-Киевской железной дороги). Вскоре все работники стационарных ВЭО (в первую очередь путейцы и связисты) были переведены на казарменное положение. Жили в землянках, наскоро вырытых неподалеку от железнодорожных путей, ведь в случае объявления тревоги они должны были прибыть к местам восстановительных работ в числе первых.

В сложнейших условиях суровой зимы 1942 года путейские бригады из состава ВЭО-113 работали на участках Сухиничи - Занозная и Сухиничи - Фаянсовая. Под вражескими бомбежками и артобстрелами путейцы мастера Новикова за сотни метров носили рельсы, шпалы, рельсовые накладки, необходимые для обеспечения ремонтных работ. Работали в метель и пургу, полуголодные, но обеспечивали бесперебойный пропуск воинских составов для армий Западного фронта. В Сухинической дистанции пути А. И. Новиков проработал до сентября 1943 года, когда станцию Ворожба освободили части 60-й армии.

Через несколько дней после освобождения родных мест возвратился в Ворожбянскую дистанцию на должность дорожного мастера. Здесь ему вручили выписку из Указа о присвоении высокого звания.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в деле обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Новикову Афанасию Игнатьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».

После войны продолжал работать на железнодорожном транспорте. В 1945 году окончил курсы НКПС, был назначен заместителем начальника 12-й дистанции пути. Проработал в этой должности на станции Ворожба до выхода на пенсию в 1960 году. С 1968 года – пенсионер союзного значения.

Последние годы жил в городе Белгород. Скончался 24 июня 1972 года.

Награжден двумя орденами Ленина (05.11.1943, 11.06.1951), медалями; знаком «Почетному железнодорожнику».


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т