Ковалёв Сергей Никитич
Дважды Герой Социалистического Труда
Дважды Герой Социалистического Труда
Медаль № 8678
Орден Ленина № 344576
Медаль № 112
Орден Ленина № 422488
Ковалёв Сергей Никитич – главный конструктор проектов ЦКБ-18 Государственного комитета по судостроению СССР; главный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», город Ленинград.
Родился 15 августа 1919 года в городе Петрограде (ныне – город Санкт-Петербург) в семье моряка. Русский. Окончил среднюю школу «Реформирте-шуле» в Ленинграде в 1937 году, тогда же поступил в Ленинградский кораблестроительный институт.
В начале Великой Отечественной войны трудился на строительстве оборонительных сооружений. В феврале 1942 года был эвакуирован из блокадного Ленинграда по «дороге жизни». В эвакуации жил в городах Горький (ныне – Нижний Новгород), Пятигорск, Пржевальск Киргизской ССР (ныне – Каракол). Там продолжил учёбу и в 1943 году окончил находящийся в эвакуации кораблестроительный факультет Николаевского кораблестроительного института.
С 1943 года работал в Центральном конструкторском бюро №18 в Горьком (затем Ленинградское ЦКБ «Рубин», ФГУП «ЦКБ МТ «Рубин», ныне – ОАО «ЦКБ МТ «Рубин»): инженер, конструктор 1-го разряда, старший конструктор. В 1947 году находился в длительной командировке в городе Бланкенбург (Германия) по изучению материалов о германском подводном кораблестроении. С 1948 года – помощник главного конструктора Специального конструкторского бюро №143 по проекту скоростной подводной лодки с турбинной парогазовой установкой, добился впервые в СССР скорости в 20 узлов под водой.
С 1953 года – вновь в Ленинградском ЦКБ «Рубин» (бывшее ЦКБ-18) – заместитель главного конструктора, с декабря 1954 года – главный конструктор проектов, с февраля 1956 года – главный конструктор третьей категории, с декабря 1958 года – главный конструктор ЦКБ. Руководил разработками проектов атомных подводных лодок, в том числе главный конструктор проекта первой советской атомной подводной лодки, вооружённой баллистическими ракетами, стартующими из надводного положения.
С 1961 года – главный конструктор проекта атомного ракетного подводного крейсера второго поколения. Его конструкторский талант позволил сделать первый корабль этой серии ракетоносцев исключительно перспективной базовой моделью. На его основе в 1970-х годах были созданы ракетные крейсера последующих модификаций. Развитие атомных ракетоносцев второго поколения было обусловлено как отличными техническими и эксплуатационными качествами этих подводных кораблей, так и решением задачи по скорейшему количественному и качественному наращиванию стратегических ядерных сил страны.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1963 года за большие заслуги в деле создания и производства новых типов ракетного вооружения, а также атомных подводных лодок и надводных кораблей, оснащённых этим оружием, и перевооружения кораблей Военно-Морского Флота Ковалёву Сергею Никитичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В 1971 году был назначен главным конструктором проекта атомного подводного крейсера третьего поколения проекта 941 («Акула»). По совокупности всех показателей конструкция этого ракетоносца является оптимальной, обеспечивает выполнение всех требований, предъявленных к этим кораблям. Они стали гордостью и главной ударной силой Военно-Морского Флота России, были занесены в Книгу рекордов Гиннесса и считаются одним из сложнейших и наукоёмких инженерных сооружений ХХ века.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1974 года за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники Ковалёв Сергей Никитич награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
С 1983 года – генеральный конструктор (первый генеральный конструктор в военном кораблестроении СССР) атомных подводных ракетоносцев стратегического назначения, вооружённых баллистическими ракетами (проекты 658, 658М, 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 667БДРМ). Создав теоретические обоснования стратегической сбалансированной ракетно-ядерной подводной морской системы, обеспечивающей ядерный паритет государства на международной арене, С.Н.Ковалёв стал признанным главой данного направления в подводном кораблестроении. Он внёс большой вклад в развитие отечественного кораблестроения и укрепление связи промышленности с научно-исследовательскими организациями и Российской академией наук.
Долгое время он осуществлял координацию деятельности Ленинградских (Санкт-Петербургских) научных учреждений в части фундаментальных и поисковых исследований в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики, обогатившими отечественную науку и технику. Высокая инженерно-техническая эрудиция, хорошие организаторские способности, творческая работа с заводами-строителями, научно-исследовательскими и проектными организациями, большой опыт по проектированию, строительству и испытаниям подводных лодок выдвинули С.Н.Ковалёва в число крупнейших специалистов отрасли.
В конце 1990-х годов в условиях отсутствия финансирования на развитие морских стратегических ядерных вооружений С.Н.Ковалёв разработал конкретные организационные и технические решения по подводным лодкам второго и третьего поколений, позволившие продлить их сроки эксплуатации, сохраняя стратегические силы страны на должном уровне. Он активно работал по программам конверсии над международными проектами топливно-энергетического комплекса, осуществляя научное руководство работами по нефтегазовой тематике ЦКБ МТ «Рубин». Они включают в себя проектирование и строительство морских ледостойких нефтегазодобывающих платформ для шельфовых месторождений России. Прорабатывался уникальный проект платформы для добычи и хранения нефти в тяжёлых ледовых условиях. Его опыт помог развить новую для России индустрию шельфовой морской нефтегазодобычи.
С 1994 года являлся генеральным конструктором АО «Росшельф» по морским ледостойким нефтегазодобывающим и разведочным платформам. Руководил многими научными, расчётно-теоретическими, экспериментальными и поисковыми работами в области теории корабля, прочности, гидродинамики, энергетики.
С.Н.Ковалёв, являясь крупнейшим специалистом в области подводного кораблестроения, внёс большой вклад в укрепление морского потенциала России, в обеспечение её национальной безопасности. Он – главный, а затем генеральный конструктор восьми осуществлённых проектов подводных лодок. По этим проектам, начиная с 1960 года, были построены 92 подводные лодки суммарным водоизмещением около 900 тысяч тонн. Он автор более 150 научных трудов и большого количества изобретений.
Его вклад в отечественную науку и промышленность долгие годы оставался за завесой секретности. Тем не менее, по проектам и при непосредственном участии С.Н.Ковалёва построено четыре поколения атомных подводных лодок, в том числе крейсера стратегического назначения – основа морского ракетно-ядерного щита страны. Фактически, его беспримерным научным и трудовым подвигом была сведена к нулю вероятность возникновения третьей мировой войны.
Член КПСС. Избирался членом бюро Ленинградского областного комитета КПСС, депутат Верховного Совета СССР 11-го созыва (1984-1989).
Жил и работал в Санкт-Петербурге. Скончался 24 февраля 2011 года на 92-м году жизни. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён 4 орденами Ленина (28.04.1963, 6.04.1970, 4.12.1974, 2.02.1984), орденами Октябрьской Революции (22.08.1979), «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (30.09.2009), «За морские заслуги» (30.06.2003), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (25.09.1954), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (9.05.1999). Удостоен благодарности Президента РФ (16.09.1999).
Доктор технических наук (1973), профессор (2002), академик РАН (1992; академик АН СССР с 1981). Лауреат Ленинской премии (1965), Государственной премии СССР (1978), Государственной премии РФ (2006).
Почётный гражданин Северодвинска (7.07.2003). Награждён нагрудным знаком «За заслуги перед Северодвинском» (6.08.2004).
Бронзовый бюст в его честь установлен на Аллее Героев Московского парка Победы в Санкт-Петербурге. Имя конструктора присвоено морскому транспорту вооружения (2015) в составе Тихоокеанского флота.
Выдающийся талант С.Н.Ковалёва, кроме инженерной и научной сфер деятельности, щедро проявился в живописи. Написанные им пейзажи принесли ему звание почётного члена Союза художников Санкт-Петербурга и действительного члена Петровской академии наук и искусств.
Биографию подготовил:
Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.
Информация из открытых источников
Смирнов В.С. Почётные граждане Северодвинска: крат. справ. – Северодвинск, 2020.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.