Герой Социалистического Труда
Транспорт: Флот
Кучиев Юрий Сергеевич

Кучиев Юрий Сергеевич

26.08.1919 - 14.12.2005

Герой Социалистического Труда

Даты указов

14.09.1977

Медаль № 18882

Орден Ленина № 429455

Кучиев Юрий Сергеевич – капитан атомного ледокола «Арктика» Мурманского морского пароходства Министерства морского флота СССР.

Родился 26 августа 1919 года в ауле Тиб Владикавказского округа Терской области, ныне – Алагирского района Республики Северная Осетия – Алания. Осетин. Отец Сергей Тимофеевич Кучиев (1892–1938) – красный партизан в годы Гражданской войны, директор одной из первых в республике Ардонской машинно-тракторной станции (МТС), нарком земледелия республики, был арестован в феврале 1938 года и в июле того же года расстрелян; мать – родственница великого осетинского поэта Косты Хетагурова.

Окончил среднюю школу №27 в городе Орджоникидзе (ныне – Владикавказ). В конце 1930-х годов пытался поступить в лётную школу, но в приёме как сыну «врага народа» было отказано. С рекомендательным письмом полярного лётчика Героя Советского Союза М.И. Шевелёва уехал на остров Диксон в Таймырском национальном округе Красноярского края.

С 1941 года плавал на ледокольных судах в Арктике: с 5 июня 1941 года матрос на буксире «Василий Молоков». В 1943-1944 годах участвовал в зимовке на острове Диксон. После окончания в 1944 году курсов штурманов малого плавания – 3-й помощник капитана ледокольного парохода «Таймыр». Находился в составе конвоев Северного флота в годы Великой Отечественной войны. С 5 января 1945 года – 4-й помощник капитана ледокола «Ермак», затем до 1962 года – 3-й, 2-й и старший помощник капитана ледоколов «Малыгин», «Сибиряков», «Илья Муромец», «Красин». Член ВКП(б)/КПСС в 1948-1991 годах.

В 1961–1962 годах – исполняющий обязанности капитана ледокола «Красин». В 1963 году окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени С.О.Макарова (заочно). Был капитаном ледоколов «Мурманск» и «Киев», в 1964–1971 годах – дублёр капитана атомного ледокола «Ленин»; в июне 1971 года выполнил особое задание Министерства морского флота СССР по проводке ледокола «Владивосток» от Новой Земли до порта Певек высокими широтами вокруг архипелага Северная Земля. В 1966–1968 годах – капитан ледокола «Красин».

С 5 июня 1971 года до 1980 года – капитан атомного ледокола «Арктика». Само судно только строилось, было спущено на воду в 1972 году, а вступило в строй в 1975 году. За эти годы опытный моряк сформировал великолепно обученную команду, добился её слаженной работы и безукоризненного владения сложной техникой. Он же провёл весь комплекс испытаний атомохода и добился его принятия в эксплуатацию с оценкой «отлично». Работал на проводке судов по Северному морскому пути с навигации 1975 года. В октябре 1976 года «Арктика» вырвала из ледового плена ледокол «Ермак» с сухогрузом «Капитан Мышевский» и ледокол «Ленинград» с транспортом «Челюскин».

Капитану атомного ледокола «Арктика» Ю.С. Кучиеву выпала честь первому привести надводное судно на Северный полюс. 9 августа 1977 года капитан Ю.С. Кучиев вывел атомный ледокол «Арктика» из Мурманска. Он провёл судно с северной стороны архипелага Новая Земля, затем пересёк Карское море и вышел через пролив Вилькицкого в море Лаптевых. Обогнув с востока архипелаг Северная Земля, он по 130-му меридиану направился на север. 17 августа 1977 года советская морская экспедиция на атомном ледоколе «Арктика» впервые в мировой истории достигла Северного полюса на надводном корабле. Поход на «верхушку планеты» и возвращение были произведены разными маршрутами в минимальные сроки. 23 августа «Арктика» благополучно вернулась в Мурманск другим, кратчайшим путём. Всего в походе было пройдено 3876 миль, в том числе по пути к полюсу через вековые сплочённые льды – 560 миль, по пути с полюса – 570 миль. По прогнозу специалистов Арктического и антарктического научно-исследовательского института, поход должен был продолжаться двадцать восемь суток. Однако умелое использование мощностей корабля и непрерывное ведение разведки ледовой обстановки с бортовых вертолётов позволили совершить поход за тринадцать суток.

Успех этого похода способствовал ускоренному строительству атомного ледокольного флота, расширению период навигации в Северном Ледовитом океане почти на 100 суток ежегодно. В ряде районов Арктики теперь впервые в мире была открыта круглогодичная арктическая навигация (например, в такие важнейшие арктические порты, как Дудинка, Игарка, Анадырь). Первый иностранный корабль сумел дойти до Северного полюса только в 1990-х годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1977 года за выдающиеся заслуги в подготовке и осуществлении экспериментального рейса атомного ледокола «Арктика» в район Северного полюса и проявленные при этом мужество и героизм Кучиеву Юрию Сергеевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Согласно тому же указу Героями Социалистического Труда стали начальник экспедиции Министр морского флота СССР Тимофей Гуженко, главный инженер корабля Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводительной установки корабля Фидус Асхадуллин. Многие члены экипажа были награждены орденами и медалями СССР.

В марте 1981 года по рекомендации медицинской комиссии по состоянию здоровья был переведён на береговую работу. С 18 марта 1981 года по август 1997 года – в спецгруппе Технадзора Министерства морского флота СССР за проектированием и строительством атомных ледоколов на Балтийском судостроительном заводе, с прикомандированием к Мурманскому морскому пароходству.

С 1 апреля 1981 года Ю.С. Кучиев – персональный пенсионер союзного значения; будучи на пенсии продолжал работать. С 1992 года после отмены персональных пенсий стал получать пенсию по старости. Указом Президента Российской Федерации в феврале 1997 года ему была назначена персональная пенсия в размере 20 минимальных зарплат. До конца жизни оставался убеждённым коммунистом.

Жил в городе Санкт-Петербурге. Скончался 14 декабря 2005 года. Гражданская панихида состоялась 20 декабря 2005 года в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге. 19 августа 2006 года в 21.00 (мск) урна с его прахом и прахом его жены Нинель Константиновны Кучиевой (Алексеевой; 1925–1999), согласно завещанию Ю.С. Кучиева, была предана с воинскими почестями водам Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса в географических координатах 89º59,38´ с.ш. и 65º37,03´ з.д. командой атомного ледокола «Ямал».

Награждён орденами Ленина (14.09.1977), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Трудового Красного Знамени (07.01.1976), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (04.11.1953), «За оборону Советского Заполярья». После его смерти награды были переданы на хранение в Музей Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Удостоен ряда почётных званий: «Почётный работник Морского флота», «Почётный полярник», «Почётный капитан атомного ледокола «Арктика», «Почётный член Географического общества СССР».

Почётный гражданин Орджоникидзе (ныне – Владикавказ), Алагира, Пригородного района Республики Северная Осетия – Алания.

Его имя носят школа №27 во Владикавказе (в 2006 году на её фасаде был открыта доска-барельеф), остров в архипелаге Земля Франца-Иосифа (с 26 ноября 2008). В день 100-летнего юбилея Героя установлена мемориальная доска в Санкт-Петербурге на Большой Пушкарской улице и памятник-барельеф в селе Тиб, на его родине (2019). В 2018 году спущен на воду танкер «Юрий Кучиев».

Биография дополнена М.В.Музалевским (г. Юбилейный)


 

Биографию подготовил: Антон Бочаров

Источники

Доценко В.Д. Морской биографический словарь. ‒ Санкт-Петербург, 1995.