Беда Леонид Игнатьевич
Дважды Герой Советского Союза
Дважды Герой Советского Союза
Медаль № 4723
Орден Ленина № 15084
Медаль № 61
Беда Леонид Игнатьевич – командир авиационной эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, 4-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант;
помощник командира 75-го гвардейского штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (1-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), гвардии майор.
Родился 16 августа 1920 года в селе Новопокровка Рясской волости Петропавловского уезда Омской губернии (ныне Узункольского района Костанайской области, Казахстан). Украинец. С 1935 года жил в посёлке Урицкий (ныне посёлок Сарыколь Костанайской области), где в 1936 году окончил 7 классов школы. В 1936–1937 годах работал культармейцем Урицкого (ныне Сарыкольского) районного отдела народного образования. В 1940 году окончил Уральский учительский институт (физико-математическое отделение) и Уральский аэроклуб (Казахстан).
В армии с августа 1940 года. В августе 1942 года окончил 1-ю Чкаловскую военную авиационную школу лётчиков (ныне город Оренбург).
Участник Великой Отечественной войны: в августе 1942 – лётчик 568-го штурмового авиационного полка, в августе 1942 – мае 1945 – лётчик, старший лётчик, заместитель командира и командир авиаэскадрильи, помощник командира 505-го (с марта 1943 года – 75-го гвардейского) штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. Воевал на Сталинградском (август 1942 – январь 1943), Южном (январь – октябрь 1943), 4-м Украинском (октябрь 1943 – май 1944) и 3-м Белорусском (июнь 1944 – май 1945) фронтах.
Участвовал в Сталинградской битве, Миусской, Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской, Крымской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Мемельской, Восточно-Прусской, Кёнигсбергской и Земландской операциях.
13 сентября 1942 года при выполнении своего второго боевого вылета, после нанесения удара по железнодорожному узлу противника, Л.И. Беда отстал от группы и был атакован четырьмя истребителями Ме-109. Истребителя отстали от одноместного Ил-2 (без воздушного стрелка) только после пересечения линии фронта. Лётчик был ранен в левую руку и левый бок, но сумел довести израненный самолёт на свой аэродром. Из-за того, что не вышло шасси, пришлось садиться на брюхо в поле. После посадки механики насчитали в самолёте Л.И. Беды 380 пробоин от снарядов и крупнокалиберных пуль.
26 ноября 1942 года его самолёт был подбит. С трудом дотянув до своей территории, совершил вынужденную посадку и через несколько дней вернулся в полк, где его уже считали погибшим.
Большинство боевых вылетов выполнил с воздушным стрелком гвардии старшиной Семёном Терентьевичем Романовым, который совершил 191 боевой вылет на штурмовике Ил-2 и стал полным кавалером ордена Славы.
7 апреля 1944 года группы из восьми Ил-2 под командованием Л.И. Беды наносила удар по аэродрому Курман-Кемельчи (ныне посёлок Красногвардейское, Крым). Во время штурмовки огнём зенитной артиллерии был выведен из строя двигатель самолёта ведущего группы. Л.И. Беда совершил вынужденную посадку вблизи атакуемого аэродрома, на территории, занятой противником. В сторону штурмовика немедленно двинулось немецкое подразделение в составе бронетранспортёра и нескольких мотоциклистов. Лётчик и воздушный стрелок старший сержант С.Т. Романов прострелили приборы в кабине и топливный бак, подожгли самолёт и приготовились дать последний бой фашистам – в чистом поле от мотоциклистов не убежать. Однако однополчане не оставили попавших в беду товарищей. Пока остальные лётчики группы обстреливали из пушек бронетранспортёр и осыпали очередями атакующих немцев, заместитель командира эскадрильи А.Я. Брандыс стал заходить на посадку, чтобы забрать попавших в беду однополчан. Но Л.И. Беда, увидев болтающуюся на правой плоскости самолёта перкаль, снял надетую под гимнастёркой красную майку и стал размахивать ею, запретив посадку. Тогда лётчик гвардии младший лейтенант А.А. Береснев, выполнявший один из первых своих боевых вылетов, приземлил свой штурмовик неподалёку. На глазах у ошеломлённых солдат противника, Л.И. Беда втиснулся в кабину стрелка, а С.Т. Романов втиснул голову и плечи в смотровой люк по левому борту и уцепился за выступающие внутренние части фюзеляжа, после чего самолёт взлетел.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года гвардии капитану Беде Леониду Игнатьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»*.
За время войны совершил около 215 боевых вылетов на штурмовике Ил-2 для нанесения бомбо-штурмовых ударов по живой силе и технике противника.
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, дающее право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии майор Беда Леонид Игнатьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.
После войны до октября 1945 года продолжал службу в ВВС помощником командира 75-го гвардейского штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (город Растенбург, ныне город Кентшин, Варминско-Мазурское воеводство, Польша). Летал на штурмовике Ил-2.
В декабре 1945 года окончил Курсы начальников воздушно-стрелковой службы авиаполков при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. В декабре 1945 – августе 1946 – помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе и командир авиаэскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Белорусском военном округе; город Барановичи Брестской области, Беларусь). Летал на штурмовике Ил-10.
В мае 1950 года окончил Военно-воздушную академию (Монино) с золотой медалью. В июне 1950 – марте 1954 – командир 905-го штурмового авиационного полка (в Туркестанском военном округе; город Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан). Летал на штурмовике Ил-10. В марте 1954 – ноябре 1955 – заместитель командира 333-й штурмовой авиационной дивизии по лётной подготовке (в Туркестанском военном округе; город Сталинабад, ныне Душанбе, Таджикистан).
В ноябре 1957 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). Был назначен командиром 8-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Киевском военном округе; город Борисполь Киевской области, Украина). Прибыв к новому месту службы, попал в госпиталь из-за аппендицита. К моменту выздоровления было принято решение о расформировании дивизии. В итоге в должность комдива Л.И. Беда фактически так и не вступил.
В феврале 1958 – октябре 1960 – командир 172-й авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Северной группе войск; город Легница, Польша). Летал на реактивных истребителях МиГ-15 и МиГ-17, а также на самолёте Як-12. Военный лётчик 1-го класса (1960). В январе 1961 – сентябре 1963 – заместитель начальника отдела боевой подготовки и военно-учебных заведений 37-й воздушной армии (в Северной группе войск; город Легница, Польша).
В сентябре 1963 – январе 1966 – командир 1-й гвардейской авиационной дивизии истребителей-бомбардировщиков (в Белорусском военном округе; город Лида Гродненской области, Беларусь). Летал на реактивных самолётах МиГ-17, Су-7Б и Су-7У, а также на самолёте Ан-2.
В январе 1966 – декабре 1967 – заместитель командующего, в декабре 1967 – июне 1968 – заместитель командующего по боевой подготовке, в июне 1968 – феврале 1972 – 1-й заместитель командующего, а с февраля 1972 – командующий 26-й воздушной армией (в Белорусском военном округе; город Минск, Беларусь). Летал на военно-транспортном самолёте Ан-26.
Член Центрального Комитета Компартии Белоруссии с февраля 1976 года. Депутат Верховного Совета Белорусской ССР 5-го и 9-го созывов (в 1959–1963 годах и с 1975 года).
Заслуженный военный лётчик СССР (17.08.1971), Почётный железнодорожник (1944).
Жил в городе Минск (Беларусь). Погиб 26 декабря 1976 года в автомобильной катастрофе на территории Брестской области (Беларусь). Похоронен в Минске на Восточном (Московском) кладбище.
Награждён орденом Ленина (26.10.1944), 4 орденами Красного Знамени (30.08.1943; 1.11.1943; 24.10.1944; 22.02.1968), орденами Александра Невского (3.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.04.1945), Красной Звезды (10.12.1942), медалью «За боевые заслуги» (15.11.1950) и другими медалями; польским Золотым Крестом Заслуги (06.10.1973), иностранными медалями.
Почётный гражданин городов Костанай (Казахстан, 1967) и Лида Гродненской области (Белоруссия, 1967).
Бронзовый бюст Л.И. Беды установлен в Костанае (Казахстан), бюст – на Аллее Героев в Костанае. Его имя носят улицы в городах Минск, Костанай, Лида (Гродненская область, Беларусь) и Тобыл (Костанайская область, Казахстан). В Минске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
Примечания:
1) Награждён за выполнение 109 боевых вылетов (на 9 апреля 1944 года);
2) Награждён за выполнение 214 боевых вылетов (на 15 апреля 1945 года).
Воинские звания:
сержант (06.08.1942)
младший лейтенант (25.03.1943)
лейтенант (27.08.1943)
старший лейтенант (24.02.1944)
капитан (31.07.1944)
майор (27.01.1945)
подполковник (20.01.1949)
полковник (30.12.1952)
генерал-майор авиации (07.05.1960)
генерал-лейтенант авиации (23.02.1972)
Биографию подготовил:
Андреев Н., Овсянников В. Леонид Беда//Лётчики. 2-е изд. М., 1981, с. 219-239
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.
Дважды Герои Советского Союза. - М.: Воениздат, 1973.
Документы Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации
Командующие воздушными армиями. М.: Патриот, 2006.
Леонид Игнатьевич Беда. Mинск, 1979 32 с.
Люди бессмертного подвига. Книга 1. М., 1975
Наливайко Б.М. На грозных "Илах". - Минск, 1981, 221 с.
Симонов А.А., Бодрихин Н.Г. Боевые лётчики – дважды и трижды Герои Советского Союза. – М., 2017.
Советская Военная Энциклопедия. - М.:Воениздат, 1990
Учётно-послужная карта