Герой Социалистического Труда
Искусство: Артисты
Баталов Алексей Владимирович

Баталов Алексей Владимирович

20.11.1928 - 15.06.2017

Герой Социалистического Труда

Даты указов

09.03.1989

Медаль № 20944

Орден Ленина № 459973

Баталов Алексей Владимирович – профессор Всесоюзного государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова, народный артист СССР, город Москва.

Родился 20 ноября 1928 года в городе Владимир в театральной семье. Русский. Известными актёрами были не только его родители, но и дядя, брат отца Н.П.Баталов и его жена О.Н.Андровская. В 1940-1960-е годы в квартире, где он жил с матерью и отчимом писателем В.Е.Ардовым в Москве на Большой Ордынке подолгу гостила А.А.Ахматова, часто бывали виднейшие деятели русской культуры, которые оказали сильное влияние на формирование личности А.В.Баталова.

В 1950 году окончил Школу-студию МХАТ (курс В.Я.Станицына) и до 1953 года был актёром Центрального театра Советской Амии. В 1953-1957 годах работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало. В кино впервые снялся ещё школьником, в фильме Л.О.Арнштама «Зоя» (1944).

Десять лет спустя И.Е.Хейфиц пригласил молодого актёра на одну из главных ролей в фильме «Большая семья» (1954; приз лучшему актёрскому составу на Международном кинофестивале в Канне, 1955). С Алексеем Журбиным на советский экран пришёл новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая А.В.Баталова на роли рабочих парней, режиссёр И.Е.Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии. У И.Е.Хейфица он снялся ещё в четырёх картинах: «Дело Румянцева» (1955), «Дорогой мой человек» (1958), «Дама с собачкой» (1960) и «День счастья» (1964). Все герои А.В.Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В «Деле Румянцева» он сыграл шофёра, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства, как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей «оттепели». Первые роли принесли А.В.Баталову признание маститых советских режиссёров, и в 1956 году М.С.Донской приглашает молодого актёра на роль Павла Власова в экранизации повести М.Горького «Мать». Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах В.И.Пудовкин, роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный Н.П.Баталов.

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине М.К.Калатозова «Летят журавли» (1957). А.В.Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность – таков Борис в исполнении А.В.Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести А.П.Чехова «Дама с собачкой» (1960, режиссёр И.Е.Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актёра. Он сыграл человека, пробуждённого от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актёра как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А.В.Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

В расцвете славы А.В.Баталов получил предложение от М.И.Ромма сняться в фильме «Девять дней одного года» (1962) в роли Дмитрия Гусева – физика-атомщика. Сам режиссёр определил «Девять дней одного года» как фильм-размышление. Подобный «жанр» требовал от актёра совершенно новых приёмов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии – герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, обречён был отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна А.В.Баталовым экономно и точно. Образ Дмитрия Гусева – представителя научной элиты XX века – закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966). С начала 1960-х годов режиссёры занимают А.В.Баталова в кино всё реже.

В 1960 году А.В.Баталов дебютировал в качестве режиссёра фильмом «Шинель» по повести Н.В.Гоголя, в 1972 году снял «Игрока» по Ф.М.Достоевскому. Настоящей удачей стал фильм «Три толстяка» (1966, режиссёр и сценарист; по Ю.К.Олеше), в котором актёр снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. То же можно сказать об интереснейших баталовских радиопостановках 1970-1980-х годов – «Казаках» по Л.Н.Толстому, «Поединке» по А.И.Куприну, «Белых ночах» по Ф.М.Достоевскому.

Режиссёры 1970-х годов использовали интеллигентский имидж А.В.Баталова как некий самодостаточный «материал»: эмигрант Голубков в «Беге» (1970, режиссёры А.А.Алов и В.Н.Наумов), декабрист князь Трубецкой в «Звезде пленительного счастья» (1975, режиссёр В.Я.Мотыль), доктор-эмигрант в «Чисто английском убийстве» (1974, режиссёр С.И.Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие А.В.Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ. Роль слесаря Гоши в фильме В.В.Меньшова «Москва слезам не верит» (1980; Государственная премия СССР, 1981) принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах. В 1998 году Баталов снялся в сериале «Чехов и Ко».

Всего же А.В.Баталов снялся боле чем в 35 фильмах, среди неупомянутых: «Служу Советскому Союзу» (1954), «Михайло Ломоносов» (1955), «Свет далёкой звезды» (1964), «В городе С.» (1966), «Седьмой спутник» (1967), «Живой труп» (1968), «Внимание, черепаха!» (1970), «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» (1971), «Возврата нет» (1973), «Пётр Мартынович и годы большой жизни» (1974), «Рикки-Тикки-Тави» (1975), «Гореть, чтобы светить» (1976), «Поздняя встреча» (1978), «Профессия ‒ киноактёр» (1979), «Скорость» (1983), «Время отдыха с субботы до понедельника» (1984), «Зонтик для новобрачных» (1986), «Похороны Сталина» (1990), «Порлтергейст-90» (1991), «Далеко до Сансет-бульвара» (2005), «Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя» (2006).

С 1975 года он преподаёт во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ныне ‒ Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А.Герасимова) актёрское мастерство (с 1980 – профессор, с 1992 ‒ заведующий кафедрой).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 марта 1989 года за большие заслуги в развитии советского киноискусства Баталову Алексею Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

А.В.Баталов известен и как активный общественный деятель. Многие годы он являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики, работал в Комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина». С 2007 года – президент Национальной академии кинематографических искусств «Ника».

Жил Москве. Умер 15 июня 2017 года. Похоронен в Москве на Преображенском кладбище.

Народный артист СССР (29.12.1976).

Награждён 2 орденами Ленина (04.11.1967; 09.03.1989), российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» 2-й (20.11.2008) и 3-й (10.11.1998) степени, медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.

Лауреат Государственной премии СССР (1981), Государственной премии РФ (2005), Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1966), премии Ленинского комсомола (1967), премии Президента РФ (1999), премии «Кинотавр» в номинации «За творческую карьеру» (1997), премии «Ника» в номинации «За честь и достоинство» (2001), премии «Кумир» (2002), премии «Триумф» (2003), премии Булата Окуджавы (2003), премии Московского международного кинофестиваля в номинации «За вклад в кинематограф» (2007), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2007).

Автор книг «Судьба и ремесло» (1984) и «Диалоги в антракте», а также мемуаров.

В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.


 

Биографию подготовил: © Виталий Сергеевич Смирнов (город Северодвинск)

Источники

Народные артисты Советского Союза. Том 1. – Москва, 2007.