Макаров Николай Акимович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 110
Орден Ленина № 16228
Макаров Николай Акимович – начальник паровозной колонны №3 особого резерва Народного комиссариата путей сообщения СССР.
Родился 1 декабря 1905 года в губернском городе Витебск, ныне – областной центр Белоруссии, в семье железнодорожника. Белорус.
В 1923 году пришёл работать на железнодорожный транспорт. Трудовую деятельность начал техническим конторщиком на станции Витебск. Затем был весовщиком, смотрителем товарного двора, диспетчером, инструктором движения поездов.
В 1927-1929 годах служил в Красной Армии. В предвоенные годы прошёл путь от рядового движенца до начальника Витебского отделения движения Западной железной дороги. На эту должность был назначен в декабре 1940 года.
В июле 1941 году, когда гитлеровцы оккупировали Витебск, Н. А. Макаров был направлен в аппарат уполномоченного наркомата по Западному фронту – начальника Западной железной дороги и возглавил отдел движения. В октябре назначен начальником военно-эксплуатационных отделения №36 (ВЭО-36), обслуживавшего участок Москва – Кашин (Савёловское направление). Железнодорожники московских ВЭО работали не щадя сил, обеспечивая первую победу над врагом у стен Москвы.
После расформирования Московского военно-эксплуатационное управления в марте – мае 1942 года работал в составе оперативной группы на Западном фронте, возглавлял отдел планирования перевозок управления Западной магистрали.
В мае 1942 года был назначен начальником паровозной колонны №3 особого резерва наркомата, сформированной в паровозном депо имени Ильича станции Москва-Сортировочная Западной железной дороги из машинистов, помощников, старших и главных кондукторов, вагонных мастеров Западной и Белорусской дорог. Под руководством Н. А. Макарова ремонтники депо интенсивно восстанавливали паровозы. Колонна состояла из опытных железнодорожников, прошедших большую жизненную и производственную школу
В августе 1942 года паровозный парк колонны №3 направился в район Сталинграда (ныне – Волгоград), где водил воинские эшелоны на участке Паласовка – Эльтон – Верхний Баскунчак – Пристань Ленинская (Паромная). Только за август – сентябрь 1942 года под вражескими бомбёжками колонна провела 510 поездов. 232 раза локомотивы подвергались бомбардировкам с воздуха и 9 раз – артиллерийским налётам. Доставляли также нефтепродукты из Астрахани к Саратову. Поездным бригадам паровозной колонны №3 приходилось в дороге бывать бессменно по 10–12 суток. Хроническая бессонница, холод, постоянное напряжение сопровождали их в пути. Но они стойко переносили все лишения и невзгоды, помня о главном – доставить грузы в срок.
В сентябре – декабре 1942 года Макаров возглавлял коллектив ВЭО-112 (участок Москва – Кубинка – Гжатск). В начале 1943 года он возвратился в паровозную колонну №3, которая в январе – феврале стала передовиком в соревновании среди всех колонн особого резерва НКПС СССР. Личный состав колонны №3 работал на магистралях Курской дуги, водя эшелоны для войск Центрального и Воронежского фронтов. За мужество и стойкость, проявленные при выполнении особых заданий наркомата путей сообщения в период Курской битвы, более 25 работников паровозной колонны особого резерва НКПС №3 были отмечены знаками «Почётному железнодорожнику». Четверо железнодорожников – начальник колонны №3 Н. А. Макаров, машинисты В. И. Мурзич, А. А. Янковский, вагонник А. В. Глебов были удостоены высшего звания.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени Макарову Николаю Акимовичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
В октябре 1943 года Макаров перевёлся на довоенное место работы, на должность начальника Витебского отделения движения. Вместе с коллективом отделения он проявил максимум усилий, изобретательности, стойкости и мужества при транспортном обеспечении операции «Багратион» по освобождению Белоруссии 23 июня – 29 августа 1944 года.
До октября 1946 года возглавлял отделение движения. Затем до выхода на пенсию в марте 1966 года возглавлял Витебское отделение Белорусской магистрали.
Жил в городе Витебске. Почётный гражданин города Витебска. Скончался 26 июня 1975 года.
Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 12.07.1951), орденом Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (21.07.1942; 01.08.1959), орденом «Знак Почёта» (30.12.1948), медалями, 3 знаками «Почётному железнодорожнику».
В городе Витебск его именем названа улица. В локомотивном депо Витебск Белорусской железной дороги эксплуатируется тепловоз с именем «Николай Макаров».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001