Лысенко Александр Карпович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 151
Орден Ленина № 16303
Лысенко Александр Карпович – начальник паровозного отделения Лиски Юго-Восточной железной дороги, Воронежская область.
Родился он 10 декабря 1910 года в городе Лида ныне Гродненской области Белоруссии в семье железнодорожника. Вскоре с родителями отцом переехал на станцию Морозовскую ныне Ростовской области, куда отца перевели машинистом водокачки. Здесь окончил школу-семилетку. В 1930 году, по окончанию Борисоглебского техникума путей сообщения, был направлен в депо Лиски Юго-Восточной железной дороги. Стал работать помощником машиниста, а вскоре и самостоятельно повёл грузовые поезда.
В 1932 году призван в Красную Армию, проходил службу в Курске. Вернувшись в депо Лиски, работал мастером по монтажу и освоению нового оборудования. В 1937 году был назначен начальником планово-производственного бюро, а летом 1938 года - начальником Лискинского паровозного хозяйства.
С началом Великой Отечественной войны депо Лиски стало работать по-фронтовому. С востока шли воинские эшелоны к фронту, на восток – санитарные поезда, эшелоны с людьми и эвакогрузами. Лысенко умело организовывал полевые водокачки и передвижные склады топлива, не допуская остановки паровозов на перегонах без воды и топлива. При первой бомбёжке Лискинского узла летом 1942 года он был ранен и контужен, но остался в строю, организовав ликвидацию разрушений депо. Бомбёжки важного железнодорожного узла шли ежедневно.
Когда фашисты оказались на западном берегу Дона, довелось под огнём артиллерии и под бомбежкой с самолётов эвакуировать оборудование депо и станции. Депо Таловая стало временным пристанищем лискинских паровозников. Теперь локомотивы шли на Поворино, а оттуда к Сталинграду или Ельцу.
В октябре 1942 года, в разгар Сталинградской битвы, А.К. Лысенко был назначен начальником колонны паровозов №19 особого резерва НКПС. Локомотивов колонны доставляли к Сталинграду военные грузы по Арчединскому отделению Юго-Восточной дороги.
В январе 1943 года он был вновь назначен на пост начальника отделения паровозного хозяйства в депо Лиски. Нужно было как можно быстрее восстановить депо и обеспечить нормальную работу локомотивов. Уже через три дня задымила водокачка и открылся пункт технического осмотра паровозов. На ближних станциях и перегонах собрали инструмент и материалы, на топливном складе появились штабели угля. На Елец пошли эшелоны с дивизиями Донского фронта.
Гитлеровская авиация нещадно бомбила не только восстановителей моста через реку Дон, но и депо Лиски, которое в начале 1943 года пришлось восстанавливать трижды. И когда в апреле началось движение поездов через реку Дон, службы депо ещё не были восстановлены. Водоснабжение паровозов обеспечивалось по шлангам прямо из реки, а углем локомотивы загружались из полувагонов, снабжённых подъёмным краном, которые выполняли роль передвижных экипировочных пунктов. Лискинское отделение паровозного хозяйства сыграло заметную роль в подвозе войск, вооружения и продовольствия для обеспечения потребностей всего Степного фронта в канун и в ходе знаменитой Курской битвы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Лысенко Александру Карповичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Директор-полковник тяги А.К. Лысенко проделал большую работу по восстановлению хозяйства Лискинского узла. Для бесперебойной работы отделения в зиму 1943–1944 года были восстановлены пункты водоснабжения, электростанции, отремонтирован поезд с монтажом механического оборудования, склад топлива с общежитием для рабочих. Паровозное отделение работало бесперебойно, задание по перевозкам выполнено полностью.
После Победы продолжал трудиться на своем посту, затем возглавил Лискинское отделение.
Депутат Верховного Совета РСФСР 2-го созыва (1947–1951).
В 1972 году вышел на пенсию. Жил в городе Георгиу-Деж (ныне – Лиски) Воронежской области. Скончался 23 января 1976 года. Похоронен на Лискинском городском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (05.11.1943; 01.08.1959), 2 орденами Трудового Красного Знамени (01.08.1942; 06.08.1952), орденом Красной Звезды (29.07.1945), 2 орденами «Знак Почёта» (04.08.1966; 04.05.1971), медалями, в том числе «За трудовую доблесть» (21.05.1951),
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001