Кутафин Семён Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 190
Орден Ленина № 17467
Кутафин Семён Васильевич – начальник Южной железной дороги, Харьковская область Украинской ССР.
Родился 15 ноября 1902 года в станице Ладожской ныне Усть-Лабинского района Краснодарского края в семье железнодорожника. Русский. Окончил церковно-приходскую школу и городское реальное училище. В 15 лет стал работать на железной дороге. Сначала учеником телеграфиста, затем работал телеграфистом на станции Песчанокопская, что между Кавказской и Сальском, три года батрачил в своей станице. Службу в Красной Армии проходил в Тбилиси.
В 1927 году попал на курсы в Ростов, после окончания которых работал заместителем начальника станции Георгиевск. В 1930 году, после окончания Владикавказских курсов диспетчеров, был направлен на станцию Грозный. Работа станции оставляла желать лучшего и требовала кардинальных перемен. На новом месте Кутафин наладил новую систему прицепления и отцепления вагонов, организацию труда кондукторов и дежурных по станции, начал сопровождать поезда. Благодаря этому ему удалось сократить время прохождения сборных поездов почти в два раза. Он был первым диспетчером, который наладил и широко использовал в практической деятельности производственную связь с поездными бригадами и дежурными по станциям, встречавшими сборный поезд с уже готовыми документами. В августе 1933 года он провёл сборный поезд на участке Гудермес - Прохладная за 13 часов вместо ранее запланированных 20-24 часов.
Кутафинский метод осветила дорожная газета «Большевистская путёвка», ему была посвящена передовица «Правды». В 1933 году его почин был подхвачен на всех железных дорогах. В апреле Кутафин был переведен на должность инспектора-инструктора по диспетчерской работе в Центральное эксплуатационное управление Наркомата путей сообщения, переехав Москву. Тогда же был награждён знаком «Почетному железнодорожнику» № 1, и позднее орденом Ленина.
Первая командировка инспектора НКПС Кутафина была в Донбасс. Там наиболее густая железнодорожная сеть и более многочисленный коллектив паровозников и движенцев. Следующим был Грозненский железнодорожный район, потом Сибирь. Из Кузнецка в Магнитогорск он провёл угольный маршрут. Затем распространял свой опыт в Самарканде. В 1935-1937 годах он был старшим ревизором-диспетчером при наркомате.
В мае 1937 года Кутафин назначен заместителем начальника Орджоникидзевской железной дороги и в том же году переведен на ту же должность в Ростов. В августе 1938 года назначен начальником Южной железной дороги. За успехи в работе в ноябре 1939 года Кутафин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
С первых дней Великой Отечественной войны через Южную магистраль на запад один за одним шли воинские эшелоны. Составы с людьми, оборудованием, материальными ценностями, идущие с запада на восток, пропускали по-скоростному. В период эвакуации из Харькова, порой под бомбёжками, было отправлено 320 эшелонов с людьми и оборудованием. Когда в Харьков уже ворвались гитлеровцы, оперативная группа во главе с Кутафиным продолжала руководить неоккупированными участками Южной железной дороги из Купянска.
В 1942 году Кутафин был уполномоченным наркомата по стыку на станции Чулымская в Сибири. Назначение опытных руководителей транспорта ответственными за работу стыковых станций между дорогами ускоряло продвижение воинских поездов, особенно в период Сталинградской битвы. Летом 1943 года, в период Курской битвы, Кутафин руководил оперативной группой железнодорожников Московско-Курской, Южной и Московско-Киевской дорог.
Методы организации труда С.В. Кутафина были особенно эффективны в период Великой Отечественной войны, когда не хватало людских и технических ресурсов, а сроки доставки воинских эшелонов были чрезвычайно сжатыми.
После освобождения Харькова Кутафин прибыл в город уже на шестой день. Вместе с инженерами 7-й железнодорожной бригады он разработал поэтапный план восстановления. Два года Южная магистраль находилась в зоне военных действий, её хозяйство было разрушено и разграблено фашистами. Несмотря на это, уже 30 августа 1943 года было открыто сквозное движение воинских эшелонов через разрушенный узел - один из сложнейших в стране, с большим количеством мостов, путепроводов, тройным пересечением, множеством станций, различных пунктов погрузки и выгрузки вагонов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства, за выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в трудных условиях военного времени» Кутафину Семёну Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
1 марта 1944 года Кутафина утвердили начальником Московско-Курской магистрали. В связи с образованием округов железных дорог был переведён в аппарат Министерства путей сообщения СССР, где курировал службу движения по дорогам Средней Азии. В 1949 году назначен главным ревизором-диспетчером по Донецкому округу железных дорог. В 1951 году, после упразднения округов, стал начальником отдела дорог Юго-Запада.
В 1962 году ушёл на заслуженный отдых, посвятив себя общественной деятельности. Жил в Москве. Умер 4 февраля 1987 года. Похоронен в Москве на Николо-Архангельском кладбище.
Генерал-директор движения 2-го ранга (06.11.1943). Награждён 3 орденами Ленина (17.07.1934; 05.11.1943; 06.08.1951), орденами Трудового Красного Знамени (23.11.1939), Отечественной войны 1-й (29.07.1945) и 2-й (24.02.1945) степени, медалями, в том числе «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001