Герой Социалистического Труда
Транспорт: Железнодорожники
Закорко Николай Тихонович

Закорко Николай Тихонович

19.12.1903 - 25.04.1978

Герой Социалистического Труда

Даты указов

05.11.1943

Медаль № 218

Орден Ленина № 50112

Закорко Николай Тихонович – начальник Сталинской железной дороги, город Днепропетровск Украинской ССР.

Родился 19 декабря 1903 года на станции Баглей Екатеринославской губернии (ныне в черте города Каменское Днепропетровской области Украины) в семье путевого рабочего. Украинец.

В 1920 году начал работать на железнодорожном транспорте учеником телеграфиста станции Баглей. В 1924 году перешёл в Екатеринославское паровозное депо, где трудился в 1927-1930 годах помощником машиниста паровоза. В 1930 году окончил курсы дежурных по станции, стал работать дежурным, а потом заместителем начальника станции Горяиново. В январе 1932 года, по окончанию курсов диспетчеров, Закорко был назначен диспетчером Днепропетровского отделения движения. Именно на этой должности он стал известным новатором на транспорте.

Ускоренное продвижение поездов в промышленной зоне Донбасса и Приднепровья требовало коренного изменения диспетчерского управления движением поездов. Н.Т. Закорко обеспечивал ускоренный пропуск поездов, добивался повышения их участковой скорости в 1,5 раза. Он разработал правила, которыми должен руководствоваться диспетчер в новых условиях. Применение метода Закорко диспетчерами сети железных дорог давало широкий простор кривоносовскому движению во всех регионах. 8 декабря 1935 года «за инициативу в деле развертывания стахановского движения среди диспетчеров-эксплуатационников железнодорожного транспорта» диспетчер Николай Закорко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В июле 1936 года возглавил коллектив крупной станции Днепропетровск Сталинской железной дороги. В июне 1937 года был переведен на должность начальника Симферопольского отделения движения, а в январе 1938 года - заместителем начальника Сталинской железной дороги. В мае 1938 года Закорко возглавил коллектив Сталинской магистрали. С его приходом на дороге значительно улучшилась работа многих станционных коллективов.

С первых часов Великой Отечественной войны коллектив дороги работал в условиях вражеских бомбёжек. В начале августа 1941 года боевые действия, развернувшиеся в Правобережной Украине, дестабилизировали работу магистрали. В самый короткий срок Н.Т. Закорко направил на важнейшие станции большую группу ответственных работников управления дороги. Они смогли обеспечить круглосуточную работу по погрузке и выгрузке воинских грузов, вели решительную борьбу с теми, кто допускал нарушения технологии обработки вагонов, оставлял поезда, срывал планы по погрузке вагонов. В кратчайшее время коллектив железной дороги обеспечил эвакуацию важнейших оборонных заводов юга страны.

В октябре 1941 Закорко был назначен уполномоченным Наркомата путей сообщения по Сталинградской железной дороге. 3 декабря 1941 года - начальником железной дороги имени Л.М. Кагановича (ныне Свердловская). В этот период Уральские железные дороги играли решающую роль в пропуске к Москве, на Западный, Юго-Западный фронты воинских эшелонов, следовавших из Сибири и с Дальнего Востока. Более трети всех эвакуированных из западных районов страны промышленных предприятий начинали второе возрождение на Урале.

В период работы Н.Т. Закорко на Свердловской магистрали широкое распространение получили новаторские методы движенцев, путейцев, локомотивщиков. В короткий срок в феврале 1942 года на Свердловской железной дороге были построены и переданы частям Красной Армии два бронепоезда «Свердловский железнодорожник» и «Сталинский Урал. С августа 1942 года Закорко - начальника дороги имени В.М. Молотова (ныне Забайкальская), а 2 октября 1943 года, после успешного наступления советских войск на Левобережье Днепра, был возвращён на должность начальника Сталинской дороги. Предстояла огромная работа по восстановлению разрушенного войной железнодорожного хозяйства.

За особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного транспорта в условиях военного времени Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года Закорко Николаю Тихоновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Под его руководством планомерно осуществлялось восстановление станций, локомотивного, вагонного, энергетического и других хозяйств дороги, в короткие сроки были восстановлены мосты через Днепр у Днепропетровска (длиной 1.374 метра) и у Запорожья (длиной 1.128 метров). Развернулись работы по увеличению пропуска поездов для обеспечения наступления советских войск в Правобережной Украине.

Генерал-директор движения 2-го ранга Н.Т.Закорко продолжал руководить Сталинской железной дорогой ещё 5 лет после войны. В 1950 году был назначен на должность заместителя начальника Рязано-Уральской железной дороги. С 1953 года до ухода на пенсию в 1959 году возглавлял коллектив Юго-Восточной дороги.

Последние годы жил в Москве. Умер 25 апреля 1978 года. Похоронен в Москве на Калитниковском кладбище.

Награждён 4 орденами Ленина (23.11.1939; 05.11.1943; 31.07.1954; 01.08.1959), орденами Суворова 2-й степени (29.07.1945), Отечественной войны 2-й степени (24.02.1945), 2 орденами Трудового Красного Знамени (08.12.1935; 23.01.1948), орденом Красной Звезды (01.08.1942), медалями.


 

Биографию подготовил: Сергей Каргапольцев

Источники

Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003

Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001

Подводная археология   Т