Бондаренко Михаил Леонтьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 102
Орден Ленина № 16212
Бондаренко Михаил Леонтьевич – начальник железнодорожного строительства № 10.
Родился 21 ноября 1897 года в селе Ламша Наровчатского уезда Пензенской губернии, ныне Касимовский район Рязанской области в семье железнодорожного машиниста. В 13 лет остался он сиротой, воспитывался старшим братом. В 1915 году окончил Рузаевское высшее начальное училище с отличием.
Трудовую деятельность начал в 1918 году помощником слесаря депо Рузаевка. В 1919 году райвоенкоматом был направлен в Нижегородский высший практический институт, где учился на дорожно-строительном отделении, а во время каникул участвовал в постройке железной дороги Костромской губернии и линии Нижний Новгород - Котельнич. В 1923 году защитил диплом и получил квалификацию инженера-дорожника. Работал техником 7-го участка службы пути станции Рузаевка. В 1924 году, по ленинскому призыву в РКП (б)/ВКП(б)/КПСС.
В 1928 году Бондаренко назначили начальником участка службы пути в Ульяновске, в следующем году - начальником участка в Алатыре, потом в Пензе и Казани. Строил вагоноремонтный пункт на станции Сарапул. В 1936 году был утверждён заместителем начальника строительства железнодорожной линии Тула - Сухиничи со штабом в городе Козельске. Активно включился в стахановское движение, об опыте его работы не раз писали в газете «Гудок».
В 1937 году был назначен начальником строительства железнодорожной линии Красный Лиман - Купянск Московско-Донбасской железной дороги. В 1938 году опытный инженер-строитель М.Л. Бондаренко был утверждён начальником строительно-монтажного треста НКПС «Южтрансстрой» в Харькове. Перед войной, являясь заместителем начальника Южной дороги, он выполнял обязанности начальника строительства № 140 в Пинске.
В июле 1941 года возглавил военно-эксплуатационное отеделение №12 (ВЭО-12, впоследствии переименованного в ВЭО-21), костяк которого составили специалисты Южной магистрали. Одетые в военную форму, получившие оружие, военотрядовцы отличились в борьбе за ликвидацию последствий бомбардировок Харьковского узла, при эвакуации крупнейших предприятий города.
В последствии ВЭО из Харькова было переброшено на станцию Михнево в Подмосковье, здесь жили в вагонах и работали от зари до зари, восстанавливали пути после бомбёжек, участвовали в ликвидации вражеских парашютистов. Отряд принял активное участие в сооружении земляного полотна Московского окружного кольца новой дороги на Столбовую, Бекасово, Кубинку и Икшу. Отряд понёс потери от вражеских бомбардировок, но южане успешно выполнили задание наркомата.
Осенью 1941 года Государственный Комитет Обороны поручил НКПС срочно построить новую железнодорожную линию на левом берегу Волги Сталинград - Владимировка (180 км). Постройку поручили Управлению строителства №10 (УС-10), начальник - М.Л. Бондаренко. Под его руководством начали трудиться 25 тысяч отрядовцев и местных жителей. Почти две сотни километров трассы проходили по безводной солончаковой степи. Для устройства земляного полотна надо было в предельно сжатые сроки спроектировать и построить десятки искусственных сооружений при нехватке материалов, рабочей силы, инструментов.
С целью ускорения строительства Бондаренко организовал встречную укладку пути из Сталинграда, использовал путеукладчик. Одновременно разворачивалось строительство глубоководных причалов для паромной переправы. Почти всё работы велись вручную в сильные морозы и метели... На стройке линии трудно было выделить отдельных героев. Героически трудился весь коллектив. Уже 27 декабря 1941 года на линии открылось сквозное движение поездов. Прошёл первый грузовой поезд от Сталинграда до Владимировки (Ахтубы). А это значит, что были закончены работы первой очереди. Строители переместили 1 миллион 190 тысяч кубометров грунта для земляного полотна, построили 57 временных мостов и водопропускных труб, уложили 190 километров главного и станционных путей, успели забалластировать 20 километров пути, соорудили причалы на паромной переправе. Строительство должно было быть закончено к весне 1942 года.
А уже в марте 1942 года коллектив ВЭО-21 принял участие в строительстве самого крупного и сложного сооружения - Волжской рокады, протяжённостью 1000 километров, сооружал участок от Иловли до Петрова Вала. Через 102 дня после начала земляных работ на участке открылось движение, хотя первоначально трассу между Саратовом и Сталинградом намечалось сдать в эксплуатацию к 1 октября.
Оба важных строительства, которыми руководил орденоносец М.Л. Бондаренко, сыграли особую роль, когда в июле на берегах Волги развернулась Сталинградская битва. Коллектив ВЭО-21 трудился до полного разгрома врага трудился в районе Сталинграда, чтобы в трудных условиях под непрерывными бомбёжками организовать продвижение поездов к фронту.
Одновременно Бондаренко возглавлял и строительство № 9 Наркомата путей сообщения по левому берегу Волги от Чапаевска через Пугачёвск до Урбаха и далее до Верхнего Баскунчака. После завершения Сталинградской битвы ВЭО Бондаренко ещё несколько месяцев занималось капитальным восстановлением Сталинградского узла под прежним наименованием. Но когда были освобождены Белгород, Харьков и почти вся Южная магистраль, был переброшен в город Харьков для выполнения строительно-восстановительных работ.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Бондаренко Михаилу Леонтьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот».
13 ноября 1943 года М.Л. Бондаренко был назначен заместителем начальника Южной дороги - начальником Управления строительно-восстановительных работ. После Победы до 1955 года генерал-директор пути и строительства 3-го ранга М.Л.Бондаренко возглавлял трест «Южтрансстрой». Строил и капитально восстанавливал важнейшие объекты Южной магистрали и объекты за её пределами. В частности, возводил корпуса Днепропетровского автомобильного завода, вскоре преобразованного в крупнейший ракетный завод «Южмаш». Помимо оборонного строительства, трест М.Л. Бондаренко восстановил вокзал станции Лозовая, на месте разрушенного был возведен красивейший вокзал в Харькове, началась электрификация первого участка на линии от Харькова до Лихачёво.
Трест провёл огромные работы по воздвижению Кременчугской ГЭС. Была открыта новая железнодорожная линия Фёдоровка - Каховка, по которой шли составы с грузами для строительства Каховской ГЭС.
В 1955 году, в связи с образованием нового Министерства транспортного строительства СССР, трест «Южтрансстрой» был переведён в Минтрансстрой. 13 января 1959 года жизнь М.Л.Бондаренко оборвалась. Похоронен в Харькове на кладбище №2.
Награждён 2 орденами Ленина (23.11.1939; 05.11.1943), орденами Отечественной войны 1-й степени (29.07.1945), Трудового Красного Знамени (13.09.1943), медалями; тремя знаками «Почётному железнодорожнику».
Биографию подготовил:
Герои стальных магистралей. Кн. 2. М. 2003
Герои труда военных лет 1941-1945. М. 2001