Макаренко Анатолий Иннокентьевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 20296
Орден Ленина № 400532
Макаренко Анатолий Иннокентьевич – главный инженер Северного машиностроительного предприятия Министерства судостроительной промышленности СССР, город Северодвинск Архангельской области.
Родился 1 ноября 1936 года в деревне Цветковка Чугуевского района Приморского края в крестьянской семье. Русский. В 1958 году окончил Владивостокское высшее инженерно-морское училище по специальности «судовые машины и механизмы» и по распределению приехал работать на завод №402 (ныне – АО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») в город Северодвинск Архангельской области. Стал стремительно подниматься по карьерной лестнице: инженер-конструктор, строитель, заместитель начальника отделов строителей (№2 и №5).
В 1974-1986 годах – главный инженер Северного машиностроительного предприятия. Это были годы создания атомных ракетоносцев, составляющих основу безопасности страны на её морских рубежах, ввода в эксплуатацию производственных мощностей, которые обеспечили закладку подводных кораблей третьего поколения, лучших и надёжных ракетоносцев XX века, созданных инженерной мыслью конструкторов Ленинградского проектно-монтажного бюро «Рубин» (ныне – АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин») и воплощённых в мощное оружие рабочими и инженерным корпусом кораблестроителей.
Он внёс значительный вклад в создание инженерных мощностей для строительства кораблей третьего и последующих поколений. Под его руководством была выполнена огромная работа технологов, конструкторов, строителей по подготовке предприятия к расширению и технологическому перевооружению, благодаря которым были обеспечены строительство новых проектов кораблей, внедрение новых материалов в подводное судостроение, создание кораблей с надёжными и бесшумными механизмами и надёжным корпусом.
Благодаря тому, что руководство конструкторскими и технологическими службами предприятия принял опытный специалист, последовательно прошедший производственную школу от конструктора до главного строителя завода, на ритмичности работы предприятия не сказалась смена директора в 1972 году (Е. П. Егорова сменил Г. Л. Просянкин). В том году была успешно завершена серия ракетных подводных крейсеров (24 единицы) проекта 667А, и предприятие перешло к строительству ракетных подводных крейсеров стратегического назначения проекта 667Б (10 единиц), которое было завершено в 1974 году.
Корабли проекта 667БД (4 единицы) были построены в 1975 году, корабли проекта 667БДР (14 единиц) были сданы флоту в 1976–1979 годах. И началось строительство кораблей самой совершенной модификации проекта 667А – проекта 667БДРМ. Заводом в эти годы сдавалось флоту по три-четыре корабля. В 1975 году, когда А. И. Макаренко основательно вошёл в должность главного инженера, заводом было сдано флоту четыре единицы.
Завод совместно со строительно-монтажными предприятиями Главспецстроя выполнял работы по наращиванию производственных мощностей для обеспечения работ по строительству кораблей третьего поколения, и в декабре 1974 года был введён первый пусковой комплекс эллинга с сопутствующими объектами гидроузла. Этим обеспечивалось строительство крейсеров стратегического назначения «Акула» – крупнейших в мире атомных подводных лодок, вооружённых баллистическими ракетами, чем был установлен паритет в стратегических вооружениях с США (шесть подводных лодок проекта «Акула» занесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые большие).
В 1977–1979 годах предприятие успешно внедряло для строительства прочных корпусов кораблей титановый сплав, флоту сданы два уникальных автоматизированных корабля проекта 705К. В годы работы А. И. Макаренко главным техническим руководителем для флота построены и подводные крейсеры, оснащённые крылатыми ракетами. В 1984 году построена атомная подводная лодка «Комсомолец» с корпусом из титановых сплавов с рекордной глубиной погружения – 1000 м. В эти годы завод был награждён двумя орденами Ленина (24.02.1976; 02.02.1984).
Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 2 февраля 1984 года за выдающиеся заслуги в создании и производстве новой специальной техники (создание головной стратегической атомной подводной лодки третьего поколения проекта 941 «Акула») Макаренко Анатолию Иннокентьевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С апреля 1986 года по май 1988 года был генеральным директором производственного объединения «Северное машиностроительное предприятие» (сменил на этом посту Г. Л. Просянкина). Возглавляя завод, он решал вопросы, связанные с подготовкой производства кораблей третьего поколения, внедрял новые технологии постройки кораблей, совершенствовал технологические процессы, вводил в действие дополнительные производственные мощности, занимался практической и научно-исследовательской работой в области обеспечения акустической защиты заказов. Внёс существенный вклад в строительство головной атомной подводной лодки с баллистическими ракетами.
В 1988 году был переведён в Москву и назначен заместителем (1988–1991), а затем первым заместителем (1991) Министра судостроительной промышленности СССР. После этого был президентом ЗАО «Судостроение» и представителем АО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Москве. Также являлся консультантом в нескольких институтах и на предприятиях, возглавлял государственную экзаменационную комиссию в Московской государственной академии водного транспорта.
Кандидат технических наук (1986). В 2002 году решением учёного совета Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского награждён знаком «Золотой фонд МГУ» с занесением в Книгу почёта.
Избирался депутатом Верховного Совета РСФСР 11-го созыва (1987–1990).
Жил в Москве. Умер 5 июня 2023 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (06.04.1970; 02.02.1984), орденом Октябрьской Революции (23.01.1978), медалями, нагрудным знаком «За заслуги перед Северодвинском» (03.02.2006).
Почётный гражданин Северодвинска (25.06.2009).
Биографию подготовил:
Документы из фондов Северодвинского городского краеведческого музея
Подшивалов Л.А. Севмаш: годы, дела, люди. 1939-2014. – Северодвинск, 2014.
Северодвинск. Испытание на прочность. – Северодвинск, 1998.
Смирнов В.С. Почётные граждане Северодвинска: крат. справ. – Северодвинск, 2020.
Судостроение России: биогр. энцикл. – Москва, 2008.
Суетин Б.П. Летопись города Северодвинска, 1936-2018 годы. – Лоция, 2019.
Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея