Слесаревич Сергей Васильевич
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 16033
Орден Ленина № 422493
Слесаревич Сергей Васильевич – заместитель главного инженера – главный технолог Северного машиностроительного предприятия Министерства судостроительной промышленности СССР, город Северодвинск Архангельской области.
Родился 18 сентября (1 октября) 1915 года в городе Стародуб ныне Брянской области в семье служащего. В том же году умер его отец, а в 1921 году, когда ему было шесть лет, умерла мать. Воспитывался в детском доме. Спустя год, в 1922 году, он был взят на воспитание в семью сестры его матери. Вместе с этой семьёй он в 1927 году переехал в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург).
Учился в трудовой школе и в школе фабрично-заводского ученичества. Работал слесарем на заводе «Судомех». Работу на предприятии сочетал с учёбой на вечернем рабочем факультете. В 1935 году был принят на дневное отделение Ленинградского кораблестроительного института (ныне – Санкт-Петербургский государственный морской технический университет), по окончании которого в 1941 году получил диплом инженера-кораблестроителя.
В том же 1941 году с группой молодых инженеров он приехал работать на завод № 402 (ныне – ОАО «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие») в город Молотовск (ныне – Северодвинск) Архангельской области. Молодой специалист начал свою инженерную деятельность с должности помощника мастера в корпусном цехе. Вскоре началась Великая Отечественная война, и работа на предприятии во много раз усложнилась. Часть людей ушла на фронт, в цехи к рабочим местам пришли подростки и женщины.
Тогда же С.В.Слесаревича назначили руководителем технологического бюро. На протяжении истории предприятия структура технологической службы неоднократно менялась. В течение некоторого времени существовал отдел главного технолога, отдел главного технолога по машиностроению, существовало также специальное конструкторско-технологическое бюро. В 1960 году все технологические подразделения были объединены в отдел главного технолога во главе с С.В.Слесаревичем.
Однако какие бы реорганизации ни претерпела структура технологической службы предприятия, её юридическим и фактическим руководителем был с 1952 года С.В.Слесаревич, а в 1954 году он был назначен заместителем главного инженера по подготовке производства и осуществлял руководство всеми технологическими службами предприятия, в том числе сварочным и металлургическим бюро.
В 1954 году предприятие приступило к постройке атомных подводных лодок первого поколения, которые резко отличались от предыдущих кораблей конструктивными особенностями, новизной материала, механизмов и аппаратуры. А в 1964 и 1974 годах предприятие приступило к строительству соответственно второго и третьего поколений атомных подводных лодок. В решении этих вопросов главному технологу и его службе отводилась ведущая роль, которую они с честью выполнили.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1969 года за разработку и внедрение проекта комплексно-механизированного сборочно-сварочного цеха С.В.Слесаревич (в составе коллектива) был удостоен Государственной премии СССР.
Большой личный вклад внёс С.В.Слесаревич в осуществление крупных мероприятий по наращиванию мощностей предприятия по реконструкции действующих цехов. Из намеченного объёма по наращиванию мощностей по строительству новых заказов большая часть была выполнена при жизни С.В.Слесаревича. Он был также одним из инициаторов применения на предприятии средств вычислительной техники в решении задач конструкторско-технологической подготовки производства. Он постоянно направлял свой коллектив на поиск нового, передового, к решению производственных вопросов и технического перевооружения предприятия. На практических делах он воспитал в технологической службе большой отряд квалифицированных технологов различных специальностей.
Почти тридцатилетняя плодотворная деятельность С.В.Слесаревича на посту заместителя главного инженера и главного технолога предприятия снискала ему заслуженное уважение и авторитет не только на Севмашпредприятии, но и на других предприятиях отрасли, в проектных институтах. Его неутомимый труд по повышению технического уровня предприятия, внедрению в производство прогрессивной технологии и новейших достижений науки и техники, по наращиванию мощности предприятия, по решению сложных вопросов производства в значительной мере определили успехи предприятия в решении больших государственных задач.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1974 года за выдающиеся заслуги в освоении и производстве новой техники, в создании атомной подводной лодки проекта 667Б с межконтинентальными баллистическими ракетами на борту, главному технологу «Северного машиностроительного предприятия» Слесаревичу Сергею Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
С.В.Слесаревич прожил счастливую производственную жизнь. Он всегда гордился тем, что на протяжении всех сорока лет его работы на предприятии принимал непосредственное участие в строительстве и сдаче всех без исключения кораблей, которые строились за эти годы на предприятии.
Скончался 4 марта 1981 года в городе-герое Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Похоронен на Южном кладбище в Санкт-Петербурге.
Награждён 2 орденами Ленина (28.04.1963, 04.12.1974), орденами Октябрьской Революции (26.04.1971), Трудового Красного Знамени (23.07.1959), медалями, в том числе «За боевые заслуги» (20.01.1946), «За трудовую доблесть» (24.09.1954), «За трудовое отличие» (02.10.1950).
Лауреат Государственной премии СССР (4.11.1969).
6 августа 1981 года на Севмашпредприятии был введён в эксплуатацию двухвинтовой буксир-кантовщик «Сергей Слесаревич». В Северодвинске на доме, в котором жил С.В.Слесаревич, установлена мемориальная доска.
Биографию подготовил:
Вершины Сергея Слесаревича. – Северодвинск, 2016.
Гордость твоя, Поморье! – Архангельск, 2005.
Знатные люди Северодвинска. – Северодвинск, 2003.
ОАО «ПО «Севмаш». – Северодвинск, 2009.
Подшивалов Л.А. Севмаш: годы, дела, люди. 1939-2014. – Северодвинск, 2014.
Северодвинск. Испытание на прочность. – Северодвинск, 1998.