Герой Советского Союза
ВВС: Лётчики-испытатели
Чкалов Валерий Павлович

Чкалов Валерий Павлович

02.02.1904 - 15.12.1938

Герой Советского Союза

Даты указов

24.07.1936

Медаль № 11

Орден Ленина № 3050

Чкалов Валерий Павлович – лётчик-испытатель авиационного завода №39 имени В. Р. Менжинского Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР, командир экипажа АНТ-25 (город Москва).

Родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Пурехской волости Балахнинского уезда Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск Нижегородской области). Русский. Настоящее имя – Чкалов Валерьян Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). В 1918-1919 годах работал молотобойцем в Василёвском затоне, кочегаром на землечерпалке «Волжская №21» и на пароходе «Баян».

В армии с сентября 1919 года. До 1921 года служил слесарем по ремонту и сборке самолётов в 4-м авиационном парке в городе Канавино (ныне в черте города Нижний Новгород).

В апреле 1923 года окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, в октябре 1923 года – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, в мае 1924 года – 1-ю Высшую авиационную школу лётчиков (город Москва), в июле 1924 года – Высшую военную авиационную школу воздушной стрельбы и бомбометания (город Серпухов ныне Московской области). Служил в ВВС лётчиком истребительных авиаэскадрилий (в Ленинграде и Брянске). В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован.

В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе (ныне Санкт-Петербург).

Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» (бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях). Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года – в запасе.

С 1933 – лётчик-испытатель авиазавода №39 и ОКБ Н. Н. Поликарпова Наркомата тяжёлой промышленности (с декабря 1936 года – оборонной промышленности) СССР. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве командира экипажа (второй пилот – Г. Ф. Байдуков, штурман – А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9374 километров (полётное время 56 ч 20 мин).

Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР от 24 июля 1936 года за осуществление героического беспосадочного дальнего перелёта по маршруту Москва – Северный Ледовитый океан – Камчатка – Николаевск-на-Амуре в исключительно трудных условиях Арктики и неизученных районов дальнего Севера, за проявленное при этом выдающееся мужество и мастерство Чкалову Валерию Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18–20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (США) протяжённостью 8,504 километров по прямой (полётное время – 63 ч 16 мин).

Продолжал лётно-испытательную работу в ОКБ Н. Н. Поликарпова. Поднял в небо и провёл испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2.

Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937 года).

Погиб 15 декабря 1938 года в Москве при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180.

Жил в Москве. Урна с прахом установлена в Кремлёвской стене на Красной площади.

Комбриг (1938). Награждён 2 орденами Ленина (5.05.1936; 24.07.1936), орденом Красного Знамени (9.08.1937), медалью.

В августе 1937 года посёлок Василёво был переименован в Чкаловск (ныне город), там открыт мемориальный музей В.П. Чкалова. Имя Чкаловск в 1956–2016 годах носил город Бустон (Согдийская область, Таджикистан). Его именем также были названы несколько посёлков, остров на Дальнем Востоке, горный пик в Дагестане, станции метро в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, площадь в Ростове-на-Дону, проспект в Санкт-Петербурге, улицы во многих городах, Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны Российской Федерации, Центральный аэроклуб в Москве, Новосибирское авиационное производственное объединение, Воронежский авиационный техникум, Череповецкий лесомеханический техникум, Егорьевский авиационный технический колледж, школы, теплоход (на Волге), улица в городе Ванкувер (Канада).

В городах Нижний Новгород, Новосибирск, Оренбург, Кстово и Чкаловск (Нижегородская область), Жуковский, Звенигород и Химки (Московская область); Киев, Днепропетровск и Одесса (Украина) установлены памятники В. П. Чкалову, в городах Казань, Санкт-Петербург, Борисоглебск, Чкаловск, селе Нетайлово Ясиноватского района Донецкой области (Украина) и городе Сиэтл (США) – бюсты В. П. Чкалова, а на месте его гибели в Москве – памятный знак. В городах Гатчина (Ленинградская область) и Москва на домах, в которых он жил, Чкаловск, где он родился, а также на станции Чкаловская (в черте города Щёлково Московской области) на здании, в котором он работал, и в городе Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) на здании, в котором он выступал, установлены мемориальные доски. Его имя присвоено стратегическому бомбардировщику Ту-160 Дальней авиации и пассажирскому самолёту Ил-96-300 авиакомпании «Аэрофлот».

В 1938 году город Оренбург был переименован в город Чкалов (историческое название возвращено в 1957 году). Имя В. П. Чкалова носили Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков (ныне – Борисоглебская учебная авиационная база), Ташкентское авиационное производственное объединение (ныне – Ташкентский механический завод), Горьковский инженерно-строительный институт (ныне Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет), станция метро в Ташкенте (ныне станция «Дустлик»), улица в Москве (ныне Земляной Вал), крейсер Балтийского флота и танкер Черноморского морского пароходства (ныне утилизированы).

Сочинения:
Наш полёт на АНТ-25 (в соавторстве). М., 1936
Три дня в воздухе (в соавторстве). М., 1937;
История нашего полёта. М., 1937;
Два перелёта. М., 1938;
Наш трансполярный рейс Москва – Северный полюс – Северная Америка. М.. 1938;
Наш трансполярный полёт (на немецком языке). М., 1939;
Пионерам и школьникам Советской страны. Орджоникидзе, 1940;
Высоко над землёй (на болгарском языке). София, 1949;
Моя жизнь принадлежит Родине. М., 1954;
Сталинский маршрут. М., 2013.


 

Биографию подготовил: А.А.Симонов

Источники

Абрамов А.С. У Кремлёвской стены. - Изд. 7-е, доп. - М.: Политиздат, 1987.

Байдуков Г.Ф. Чкалов. 5-е изд. М.. 1991

Беляков А. В. В. Чкалов. - M., 1974

Водопьянов M.В. Лётчик Валерий Чкалов. M., 1959

Воробьёв В.П., Ефимов Н.В. Герои Советского Союза: справ. – С.-Петербург, 2010.

Герои Советского Союза и России, полные кавалеры ордена Славы Северного АО г. Москвы. М., 2003

Герои Советского Союза: крат. биогр. слов. Т.2. – Москва, 1988.

Документы Государственного архива Российской Федерации

Чкалова О.Э. Жизнь Валерия Чкалова. 2-е изд. М., 1984