Донской Марк Семёнович
Герой Социалистического Труда
Герой Социалистического Труда
Медаль № 18261
Орден Ленина № 397141
Донской Марк Семёнович – кинорежиссёр Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени М. Горького, народный артист СССР, город Москва.
Родился 21 февраля (6 марта) 1901 года (по другим данным в 1897 году) в уездном городе Одесса Херсонской губернии, ныне – Одесской области Украины. Еврей.
В годы Гражданской войны служил в Красной Армии, некоторое время был в плену у белых. Демобилизовавшись, изучал психологию и психиатрию в Крымской медицинской школе. В 1921-1925 учился на правовом отделении Симферопольского университета, одновременно работая в следственных органах, Верховном суде Украины, коллегии защитников. В этих годах Донской увлекся литературным творчеством, написал несколько книг рассказов.
В 1926 году пришел в кино, работал помощником режиссера на Третьей Московской кинофабрике, ассистентом по монтажу в Белгоскино. Участвовал в постановке фильмов «В большом городе» (1928) и «Цена человека» (1929), в духе того времени направленных на борьбу против мещанского влияния нэпа на молодежь.
Затем самостоятельно снял несколько лент - «Пижон» (1929), «Чужой берег» (1930), «Огонь» (1931). Внимание к себе он привлек картиной «Песня о счастье» (1934) о талантливой марийской молодежи, лишь при Советской власти получившей возможность заниматься творческим трудом. В этой картине Донской обнаружил свое умение романтически и поэтически приподнимать обыденные истории, приобрел репутацию специалиста по съемкам фильмов из жизни национальных окраин.
В предвоенные годы Донской создает трилогию по автобиографическим произведениям Максима Горького: «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939) — за оба фильма Сталинская премия за 1941 год, и «Мои университеты» (1940). Эти фильмы увековечили имя Донского в истории мирового кинематографа. В 1940 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
Когда началась Великая Отечественная война, Марк Донской, имевший броню, тем не менее записался в ополчение и некоторое время командовал ротой. Но пришел приказ вернуться в тыл, в город Ашхабад, куда была эвакуирована киностудия. Здесь Донской снимал фильмы «Как закалялась сталь» (1942, по Н. А. Островскому), «Радуга» (1944, по повести В. Л. Василевской, Сталинская премия за 1946 год) и «Непокоренные» (1945, по повести Б. Л. Горбатова). Эти фильмы укрепили репутацию Донского как выдающегося кинорежиссера, но в большей степени за рубежом, нежели на родине.
Самый большой успех пришелся на долю фильма «Радуга». Фильм показали дипломатическому корпусу, после чего по предложению посла США он отправился в Америку, где с большим успехам демонстрировался в кинотеатрах по все стране. Советские дипломаты, работавшие в США, рассказывали, что в кинотеатрах, где шла лента Донского, были устроены призывные пункты. «Радуга» производила такое сильное впечатление на людей, что американцы тут же записывались добровольцами на фронт.
В 1944 году фильм был удостоен Высшего приза Американская ассоциация кинокритиков.
В послевоенные годы наибольшего прокатного успеха в СССР режиссер добился лентой «Сельская учительница» (1947, Сталинская премия за 1948 год), посвященный подвижническому труду русского интеллигента в деревне (в главной роли Вера Марецкая). В 1950-е годы Донской возвращается к прозе Горького, создав версию «Матери» (1956) и драму «Фома Гордеев» (1959).
В 1960-е годы Донской внес свой вклад в кинолениниану, поставив по повестям З. И. Воскресенской фильмы о матери Ленина, Марии Александровне Ульяновой, — «Сердце матери (1966, Государственная премия за 1968 год) и «Верность матери» (1967). Эти фильмы отличает сдержанность чувств и политических акцентов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июня 1971 года за выдающиеся заслуги в развитии советского киноискусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения Донскому Марку Семёновичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Стал первым среди кинематографистов, удостоенным этого высокого звания.
В 1973 режиссер экранизировал историю знакомства и женитьбы В. И. Ленина и Н. К. Крупской в фильме «Надежда». Но эта картина, как и последняя лента Донского «Супруги Орловы» (1978, по ранним рассказам Горького) не имели большого успеха.
За долгую кинематографическую жизнь Марку Донскому довелось трудиться на самых разных киностудиях: «Белгоскино», «Ленфильме», на Ялтинской и Киевской кинофабриках, но больше всего - на студии «Союздетфилъм». (ныне - Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького). За годы творческой работы в кино снял более 20 фильмов. Его фильмы были высоко оценены за рубежом. В 1944 году за фильм «Радуга» - Высший приз Американская ассоциация кинокритиков и Премия газеты «Daily News» За лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США. На Международном кинофестивале в Венеции в 1946 году Главный приз за фильм «Непокоренные», в 1948 году - специальная премия итальянских журналистов, фильм «Мои университеты». На международном кинофестивале в Париже в 1949 году Премия за режиссуру фильма «Сельская учительница». На международном кинофестивале в Эдинбурге в 1955 году премия Р. Уннингтона за трилогию «В людях», «Детство Горького», «Мои университеты». В 1960 году на Международном кинофестивале в Локарно Приз за лучшую режиссуру фильма «Фома Гордеев». В 1970 году на кинофестивале в Карловых Варах специальным дипломом был оценен фильм «Радуга».
Жил в городе Москве. Скончался 21 марта 1981 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок 9).
Награждён 2 орденами Ленина (14.04.1944; 01.06.1971), орденами Октябрьской Революции (18.03.1981), Трудового Красного Знамени (01.02.1939), Красной Звезды (28.10.1967), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств.
Творчеству Марка Семёновича Донского был посвящен фильм Ю. А. Швырева и Г. Н. Чухрая «Я научу вас мечтать…» (1985).
Биографию подготовил: